«Где ЭТО?», звучало в одном замечательном фильме эпохи перестройки. Этот вопрос могут задать многие из граждан Украины у властителей дум конца 80-х и начала 90-х, обещавших сытное будущее суверенной державы. Тогда особо витийствовал «Народный рух (движение — рус.) за перестройку», который осенью 1990 года перестал, по-видимому, быть «за перестройку», удалив эти слова из своего названия.
На митингах так называемых национал-демократов (а просто демократов на Украине практически не было) кричалки «Украйина бэз Москвы» становились всё чаще и длиннее.
21 августа 1991 года неуклюжая попытка остановить развал Союза провалилась и тем самым ускорила его развал. Стало очевидно, что партхозактив УССР объединится с «национал-демократами», чтобы создать «Украину без Москвы». Для убеждения народа, ещё только в марте в большинстве своём голосовавшего за сохранение Союза, на всю мощь был запущен пропагандистский аппарат. Ключевыми стали тезисы «Хватит кормить Москву (Россию)» и «Отделившись, Украина заживёт богаче всех других республик исчезающего Советского Союза».
Реальность же оказалась, по словам классиков, грубой и низкой, словно басовый ключ. В 1999 году валовой внутренний продукт (ВВП) Украины обвалился до 40,8% от уровня 1990 года. А вот так выглядит экономическое благополучие республик бывшего СССР по итогам 2013 года.
Значение по оси Х соответствует валовому ВВП на душу населения, как он есть, то есть, посчитанный в национальной валюте и переведённый по среднему курсу в доллары. Значение по оси Y отображает ВВП с учётом уровня цен в стране. К примеру, особенное положение Белоруссии на диаграмме отображает низкий уровень цен в стране, если их перевести в доллары.
Украина, как показывает диаграмма, занимает только 9-е место по обоим показателям ВВП. Наверняка спорщики приведут отговорку, что Туркменистан, Азербайджан, Казахстан и Россия — страны со значительным энергетическим сектором, и поэтому их ВВП выше. Действительно, развитая нефтегазовая отрасль помогает создать высокий уровень благосостояния, но роль этой отрасли, к примеру, в объяснении сравнительного успеха России преувеличивается. Но это — отдельная тема. Предлагаю лучше посмотреть на Белоруссию. В стране нет ни нефти, ни газа, ни морских портов, ни залежей железной руды и угля, ни чернозёмов, а живут в 2 раза богаче, чем на Украине.
И это не выдумки «кремлёвской пропаганды», а официальные цифры Международного валютного фонда по итогам 2013 года.
Стоит обратить внимание ещё на то, что аналогичная диаграмма за 2014 год будет выглядеть для Украины ещё хуже, чем приведённая (за 2013-й). Уничтожение заводов и инфраструктуры Донбасса и значительное ослабление хозяйственных связей внутри бывшей УССР уже вызвали и усугубляют обвал народного хозяйства. ВВП Украины на душу населения в 2014 году, возможно, опустится ниже уровня Армении и Грузии и будет сопоставим с аналогичными показателями Молдавии и Узбекистана. Это ещё при условии, что по стране не пойдут техногенные катастрофы, связанные с ненормативным функционированием электро- и теплоэнергетики и газового хозяйства.
Кстати, МВФ по понятным причинам отменил свои прогнозы по Украине, и сейчас у МВФ их нет даже на 2014 год.
Могут сказать, что в 1991 году страна была не готова к независимости, у неё не было достаточного количества профессиональных управленцев и т.п. Хорошо, перейдём на 15 лет вперёд. За это время должны были сгладиться негативные эффекты от резкого развала хозяйственных связей начала 90-х, а страна должна была выработать разумную экономическую политику и профессионально претворять её в жизнь.
На следующей диаграмме показан рост ВВП республик бывшего СССР по отношению к базе, за которую взят их ВВП за 2005 год. Некоторые страны (например, Азербайджан, Туркменистан) для удобства не показаны на диаграмме (они продемонстрировали слишком большой рост).
Ни одна страна не показала рост ниже, чем Украина. Характерно, что по соседству с Украиной оказались евроинтегрировавшиеся республики Прибалтики. Сравнительно высокий рост Грузии и Молдавии во многом обусловлен эффектом низкой базы. Умеренный рост России является сейчас предметом озабоченности и дискуссий среди российских экономистов и политиков.
Хорошие показатели Белоруссии и Казахстана опровергают прямолинейное восприятие тезиса о вреде авторитаризма для экономического роста.
Теперь остаётся выяснить, что мешало Украине нормально развиваться и в 90-х и после «победы демократии» в 2005 году. Это поможет понять, что делать с этой республикой после разгрома в ней нацистского режима. И заодно позволит предметно задуматься о том, что именно не даёт быстро развиваться российской экономике.