https://ukraina.ru/20230915/1049412108.html
Антоний и Феодосий Печерские: основатели русского монашества
Антоний и Феодосий Печерские: основатели русского монашества - 15.09.2023 Украина.ру
Антоний и Феодосий Печерские: основатели русского монашества
По пророчествам старцев (что бы это ни значило), после того, как в Киево-Печерской лавре начнут служить раскольники, Киев затопит. Так ли это нам ещё предстоит увидеть, хотя наводнение не обязательно будет таким, как мы себе представляем. А 15 сентября стоит вспомнить создателей Лавры – святых преподобных Антония и Феодосия Печерских
2023-09-15T18:00
2023-09-15T18:00
2023-09-15T18:00
история
история
история украины
русь
xi век
киево-печерская лавра
православие
киев
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/09/0e/1049411241_0:4:721:409_1920x0_80_0_0_ad701ec3d14bf8fdf73f7be13017697d.jpg
В 2023-24 годах исполняется 950 лет со дня упокоения преподобных (Антония умер в 1073, Феодосий – годом позже). Точные даты, к сожалению, не сохранились.Антоний и Феодосий были создателями не просто конкретного монастыря в Киеве, но и учредителями монашества как явления в славянских землях.О деяниях преподобных мы знаем из двух основных источников – "Повести временных лет" и "Киево-Печерского патерика". Первый был составлен через четыре десятилетия после смерти Антония и Феодосия, но автор Начального свода (вероятно – игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Иоанн), которым, как считается, пользовался преподобный Нестор, мог быть знаком с ними. Второй был составлен уже в XIII веке, но в него вошло житие Феодосия, писанное преподобным Нестором и являющееся древнейшей частью патерика.Антоний (до монашества, вероятно, Антип) родился в 983 году в Любече, недалеко от Чернигова. Затем поехал в Грецию (в смысле – в Византийскую империю) где принял постриг в одном из монастырей Афона (неизвестно в каком именно). Вернувшись на Русь, он стал отшельником, поселившись в пещере недалеко от села Берестово на холме, позже поучившим название Печерского. По версии жития в бытность князем Святополка Окаянного (1015-16 и 1018-19 годы) Антоний вторично уезжал на Афон, по версии более исторической – он начал своё отшельничество в последние годы жизни Ярослава Мудрого (умер в 1054 году).Берестово – село, в котором находился загородный дворец Св. князя Владимира (он там и скончался в 1015 году). Позже там была построена церковь Спаса на Берестове, в которой захоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Местность эта вошла в состав Киева только в XIX веке по мере застройки Печерска.Строить пещеры в Киеве – одно удовольствие. Киевские холмы сформированы лёссом – осадочной породой не вполне ясного происхождения, достаточно мягкой, чтобы её легко было копать (легче, чем мел в Костомарово, Дивногорье или Святогорье) и достаточно прочной, чтобы держать форму подземных туннелей. Сейчас в Киеве минимум три пещерных ("печерных", отсюда – Печерск) монастыря – на Печерске, Зверинце и в Китаево.Антоний стремился к отшельничеству, но во второй половине 1050 годов вокруг него сложился круг учеников. От руководства монастырём он счастливо уклонился, но продолжал пользоваться огромным авторитетом у братии и киевлян (с ним согласовывались все новации в монастырском общежитии). Авторитет этот был настолько велик, что спровоцировал конфликты с князем Изяславом. В версии жития ему было поставлено в вину, что в монастырь ушли некоторые приближенные к князю люди, в частности – сын ближнего боярина Иоанна. Антонию даже пришлось уехать (уйти – отшельники только пешком ходили) в Чернигов, основав там Болдинский пещерный монастырь.В 1073 году, после изгнания из города Изяслава, Антоний вернулся, успел заложить каменный Успенский собор и умер.Похоронен он был в Ближних (Антониевых) пещерах Лавры, где его мощи пребывают и ныне – "под спудом" (в глухо закрытой раке, которую не открывают для поклонения).Феодосий родился в Василькове под Киевом. Дата рождения определяется в широчайшем диапазоне от 1008 до 1036 года. Его отец – боярин или дружинник Св. князя Владимира или Ярослава Мудрого был отправлен в Курск, где Феодосий и вырос.В начале 1050 годов он направился в Печерский монастырь и был пострижен в монахи или самим преподобным Антонием, или при его участии. В начале 1060-х годов он становится вторым, после Варлаама, игуменом монастыря, насчитывавшего уже около ста насельников.Феодосий показал себя эффективным менеджером. Именно при нём монастырь приобрёл вид монастыря с оградой, церквями, келейными корпусами и даже библиотекой – первой на Руси. Большое строительство было предпринято в 1062 году (этот год можно считать годом основания лавры), а около 1068 года он ввёл службу в соответствии с первым на Руси монастырским уставом (студийским, разработанным преподобным Феодором Студитом в первой четверти IX века).В отличие от Антония он с князем Изяславом не враждовал, а, напротив, был весьма близким к нему человеком. Из двух десятков литературных произведений, приписываемых Феодосию, два – послания князю. При этом он выступал против Святослава Черниговского, изгнавшего Изяслава, обличая его за нелюбовь к брату.Феодосий скончался в 1074 году. В 1090 или 91 году его нетленные мощи (в лессовых грунтах тела мумифицируются) были перенесены в Успенский собор, где находятся и ныне (при разрушении храма в 1941 году место захоронения не пострадало). Преподобный Нестор описывал перенос мощей как участник события.В 1108 году имя Феодосия Печерского было внесено в синодик Русской церкви, что означало его фактическую канонизацию. Он почитается как святой в греко-католический и римо-католической церквях.Антоний и Феодосий изображены в качестве предстоящих на Свенской Печерской иконе Божией Матери, предположительно датируемой около 1288 года.Антоний и Феодосий олицетворяют две стороны монашеского подвига – личный пример и строгую организацию. Так же выглядят праведники XIV века Св. Сергий Радонежский и святитель митрополит Алексий. Такое повторение выглядит удивительным, если не знать особенность исторических источников – летописей и житий святых. Писали их монахи, которые полагали, что вся человеческая история является повторением Священной истории. Среди святых апостолов также был носитель мистического откровения – Св. Иоанн и создатель христианской обрядности – Св. Пётр.Благодаря, в частности, Антонию и Феодосию Киев остаётся средоточием православных святынь – тут находится музеефицированный фундамент первой на Руси каменной церкви (Десятинной), величественный Софийский собор, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, множество других церквей и монастырей.
https://ukraina.ru/20230728/1048242149.html
https://ukraina.ru/20210519/1031414553.html
https://ukraina.ru/20230107/1042427114.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/09/0e/1049411241_86:0:634:411_1920x0_80_0_0_4ed6836633f0c173ff7571e64aa9fa6b.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
история, история украины, русь, xi век, киево-печерская лавра, православие, киев
Антоний и Феодосий Печерские: основатели русского монашества
По пророчествам старцев (что бы это ни значило), после того, как в Киево-Печерской лавре начнут служить раскольники, Киев затопит. Так ли это нам ещё предстоит увидеть, хотя наводнение не обязательно будет таким, как мы себе представляем. А 15 сентября стоит вспомнить создателей Лавры – святых преподобных Антония и Феодосия Печерских
В 2023-24 годах исполняется 950 лет со дня упокоения преподобных (Антония умер в 1073, Феодосий – годом позже). Точные даты, к сожалению, не сохранились.
Антоний и Феодосий были создателями не просто конкретного монастыря в Киеве, но и учредителями монашества как явления в славянских землях.
О деяниях преподобных мы знаем из двух основных источников – "Повести временных лет" и "Киево-Печерского патерика". Первый был составлен через четыре десятилетия после смерти Антония и Феодосия, но автор Начального свода (вероятно – игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Иоанн), которым, как считается, пользовался преподобный Нестор, мог быть знаком с ними. Второй был составлен уже в XIII веке, но в него вошло житие Феодосия, писанное преподобным Нестором и являющееся древнейшей частью патерика.
Антоний (до монашества, вероятно, Антип) родился в 983 году в Любече, недалеко от Чернигова. Затем поехал в Грецию (в смысле – в Византийскую империю) где принял постриг в одном из монастырей Афона (неизвестно в каком именно). Вернувшись на Русь, он стал отшельником, поселившись в пещере недалеко от села Берестово на холме, позже поучившим название Печерского. По версии жития в бытность князем Святополка Окаянного (1015-16 и 1018-19 годы) Антоний вторично уезжал на Афон, по версии более исторической – он начал своё отшельничество в последние годы жизни Ярослава Мудрого (умер в 1054 году).
Берестово – село, в котором находился загородный дворец Св. князя Владимира (он там и скончался в 1015 году). Позже там была построена церковь Спаса на Берестове, в которой захоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Местность эта вошла в состав Киева только в XIX веке по мере застройки Печерска.
Строить пещеры в Киеве – одно удовольствие. Киевские холмы сформированы лёссом – осадочной породой не вполне ясного происхождения, достаточно мягкой, чтобы её легко было копать (легче, чем мел в Костомарово, Дивногорье или Святогорье) и достаточно прочной, чтобы держать форму подземных туннелей. Сейчас в Киеве минимум три пещерных ("печерных", отсюда – Печерск) монастыря – на Печерске, Зверинце и в Китаево.
Антоний стремился к отшельничеству, но во второй половине 1050 годов вокруг него сложился круг учеников. От руководства монастырём он счастливо уклонился, но продолжал пользоваться огромным авторитетом у братии и киевлян (с ним согласовывались все новации в монастырском общежитии). Авторитет этот был настолько велик, что спровоцировал конфликты с князем Изяславом. В версии жития ему было поставлено в вину, что в монастырь ушли некоторые приближенные к князю люди, в частности – сын ближнего боярина Иоанна. Антонию даже пришлось уехать (уйти – отшельники только пешком ходили) в Чернигов, основав там Болдинский пещерный монастырь.
В 1073 году, после изгнания из города Изяслава, Антоний вернулся, успел заложить каменный Успенский собор и умер.
Похоронен он был в Ближних (Антониевых) пещерах Лавры, где его мощи пребывают и ныне – "под спудом" (в глухо закрытой раке, которую не открывают для поклонения).
Феодосий родился в Василькове под Киевом. Дата рождения определяется в широчайшем диапазоне от 1008 до 1036 года. Его отец – боярин или дружинник Св. князя Владимира или Ярослава Мудрого был отправлен в Курск, где Феодосий и вырос.
В начале 1050 годов он направился в Печерский монастырь и был пострижен в монахи или самим преподобным Антонием, или при его участии. В начале 1060-х годов он становится вторым, после Варлаама, игуменом монастыря, насчитывавшего уже около ста насельников.
Феодосий показал себя эффективным менеджером. Именно при нём монастырь приобрёл вид монастыря с оградой, церквями, келейными корпусами и даже библиотекой – первой на Руси. Большое строительство было предпринято в 1062 году (этот год можно считать годом основания лавры), а около 1068 года он ввёл службу в соответствии с первым на Руси монастырским уставом (студийским, разработанным преподобным Феодором Студитом в первой четверти IX века).
В отличие от Антония он с князем Изяславом не враждовал, а, напротив, был весьма близким к нему человеком. Из двух десятков литературных произведений, приписываемых Феодосию, два – послания князю. При этом он выступал против Святослава Черниговского, изгнавшего Изяслава, обличая его за нелюбовь к брату.
Феодосий скончался в 1074 году. В 1090 или 91 году его нетленные мощи (в лессовых грунтах тела мумифицируются) были перенесены в Успенский собор, где находятся и ныне (при разрушении храма в 1941 году место захоронения не пострадало). Преподобный Нестор описывал перенос мощей как участник события.
В 1108 году имя Феодосия Печерского было внесено в синодик Русской церкви, что означало его фактическую канонизацию. Он почитается как святой в греко-католический и римо-католической церквях.
Антоний и Феодосий изображены в качестве предстоящих на Свенской Печерской иконе Божией Матери, предположительно датируемой около 1288 года.
Антоний и Феодосий олицетворяют две стороны монашеского подвига – личный пример и строгую организацию. Так же выглядят праведники XIV века Св. Сергий Радонежский и святитель митрополит Алексий. Такое повторение выглядит удивительным, если не знать особенность исторических источников – летописей и житий святых. Писали их монахи, которые полагали, что вся человеческая история является повторением Священной истории. Среди святых апостолов также был носитель мистического откровения – Св. Иоанн и создатель христианской обрядности – Св. Пётр.
Благодаря, в частности, Антонию и Феодосию Киев остаётся средоточием православных святынь – тут находится музеефицированный фундамент первой на Руси каменной церкви (Десятинной), величественный Софийский собор, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, множество других церквей и монастырей.