https://ukraina.ru/20230906/1049188963.html
Покой России, зависть Европе, страх османам. В Историческом музее открыли выставку о Новороссии
Покой России, зависть Европе, страх османам. В Историческом музее открыли выставку о Новороссии - 06.09.2023 Украина.ру
Покой России, зависть Европе, страх османам. В Историческом музее открыли выставку о Новороссии
Во вторник, 5 сентября, в Государственном историческом музее прошел пресс-показ выставки "Новороссия", рассказывающей о разных этапах истории региона. Северное Причерноморье (к началу XX века — Таврическая, Екатеринославская и Херсонская губернии) вошел в состав Российской империи в 1764 году
2023-09-06T05:04
2023-09-06T05:04
2023-09-06T17:53
культура
эксклюзив
выставка
музей
новороссия
крым
российская империя
ссср
донбасс
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/09/05/1049189460_0:56:3441:1992_1920x0_80_0_0_772b566cfac877c1735f1903a055c263.jpg
Экспозиция выставки состоит из трех разделов: «Новороссия в составе Российской империи»; «Новороссия в составе Украинской ССР»; «Новороссия в огне».«Мы надеемся, что уникальные предметы и документы из фондовых собраний Исторического музея и ведущих музеев, архивов страны помогут посетителям осознать глубокое историческое родство Новороссии и сегодняшней России и понять, почему так важна для нас эта земля. Важным и актуальным разделом выставки станут предметы, собранные на территории Луганской республики сотрудниками ГИМ во время командировки в зону СВО», — так анонсировал выставку директор музея Алексей Левыкин.Salus populi suprema lex esto«Да будет благо народа высшим законом», — эти слова Цицерона экскурсовод вспоминает, рассказывая о первой картине, которую видят посетители выставки — «Екатерина II дает законы Тавриде» немецкого живописца Андреаса Каспара Гюне.Картину привезли в Москву из Царского Села, так как в истории присоединения Таврии она является не только ярким произведением искусства, но и почти историческим документом: Гюно приехал в Россию в 1791 году и Таврия, Крым, русско-турецкие войны стали его главной темой.Художник завершил работу над картиной в год, когда произошли два поворотных события — смерть светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического и отречение хана Шагин Гирея от престола, в результате чего полуостров окончательно вошел в состав империи.Потёмкин в экспозиции выставки упоминается многократно: цитаты из его писем к Екатерине написаны на стенах, представлены некоторые из его вещей, до революции находившиеся в музеях Екатеринославской губернии, а также его восковый бюст: в распоряжении Исторического музея, с улыбкой отмечает гид, их всего три — Потёмкин, Пётр Первый и Владимир Ленин.Сказано немного и о зарождении новороссийской промышленности: о строительстве шотландцем Карлом Гаскойном Луганского литейного завода и возникновении Николаевского судостроительного завода, добыче угля и руды в Лисичанске (в те времена — Лисьей Балке).Многонациональный и многоконфессиональный регион характеризуют также и национальные костюмы живших там русских, украинцев, караимов, крымских татар, болгар, молдаван, евреев, и история разных религий — в частности, строительство и развитие Свтогорского монастыря (теперь лавры) на берегах Северского Донца в Донбассе.Товаришам УкраїнцямСледующий период — советская Новороссия (но скорее Донбасс — именно о нем рассказывает экспозиция).Центральное художественное полотно — «Разработка плана 2-й пятилетки» соцреалиста Павла Малькова, на котором изображены Иосиф Сталин, Сергей Киров, Серго Орджоникидзе, и другие члены политбюро.Здесь же гостям выставки расскажут о промышленном гиганте Донбасса — комбинате «Азовсталь», уничтоженном боями в прошлом году, о подвиге шахтера Алексея Стаханова, подземных богатствах края. И безусловно, о Великой Отечественной войне — и о немецком концлагере в Сталинской области, и об освобождении края.Украшают эту часть экспозиции советские плакаты о дружбе украинского и русского народов, вышиванка Никиты Хрущёва, ваза на 300-летие Переяславской Рады, фотографии советских санаториев в Крыму, которые «перестали быть привилегией буржуазии и стали здравницами и санаториями для рабочих и крестьян» — из декрета Совнаркома.Беловежская Пуща, Севастополь, «Новороссия в огне»Переходом к заключительной части экспозиции служат два фото, оба — о трагических страницах новейшей истории региона.На первом фото — Подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году в Беловежской Пуще: здесь и Борис Ельцин, и Леонид Кравчук, и Станислав Шушкевич.Второй кадр — митинг «Народной воли» в феврале 2014 года в Севастополе — первые недели Русской Весны, плакаты «Нет нацизму», триколоры и советские флаги. В этот момент первая кровь уже пролилась на Майдане в Киеве, а спустя меньше, чем два месяца в Донбасс придет настоящая война.Донбассу сегодняшнему посвящена последняя часть выставки — экспонатов немного, все они о горе. Погнутый, вероятно, от взрыва, крест с православного храма, детские игрушки, простреленный дорожный знак, фотографии погибших в центре Луганска и Горловки, фото военных.Пронзительное фото, которое подписано: «Последний житель посёлка Шахты № 6-7 на северо-западной окраине Горловки Донецкой области». Фотография из серии «Серая зона», завоевавшей гран-при фотоконкурса intarget Photolux Award-2019. Автор — Валерий Мельников.
https://ukraina.ru/20230211/1043425022.html
новороссия
крым
российская империя
ссср
донбасс
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/09/05/1049189460_356:0:3087:2048_1920x0_80_0_0_243ae421dfd4f55fee39f64bf651c0e5.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, выставка, музей, новороссия, крым, российская империя, ссср, донбасс
Покой России, зависть Европе, страх османам. В Историческом музее открыли выставку о Новороссии
05:04 06.09.2023 (обновлено: 17:53 06.09.2023) Во вторник, 5 сентября, в Государственном историческом музее прошел пресс-показ выставки "Новороссия", рассказывающей о разных этапах истории региона. Северное Причерноморье (к началу XX века — Таврическая, Екатеринославская и Херсонская губернии) вошел в состав Российской империи в 1764 году
Экспозиция выставки состоит из трех разделов: «Новороссия в составе Российской империи»; «Новороссия в составе Украинской ССР»; «Новороссия в огне».
«Мы надеемся, что уникальные предметы и документы из фондовых собраний Исторического музея и ведущих музеев, архивов страны помогут посетителям осознать глубокое историческое родство Новороссии и сегодняшней России и понять, почему так важна для нас эта земля. Важным и актуальным разделом выставки станут предметы, собранные на территории Луганской республики сотрудниками ГИМ во время командировки в зону СВО», — так анонсировал выставку директор музея Алексей Левыкин.
Salus populi suprema lex esto
«Да будет благо народа высшим законом», — эти слова Цицерона экскурсовод вспоминает, рассказывая о первой картине, которую видят посетители выставки — «Екатерина II дает законы Тавриде» немецкого живописца Андреаса Каспара Гюне.
Картину привезли в Москву из Царского Села, так как в истории присоединения Таврии она является не только ярким произведением искусства, но и почти историческим документом: Гюно приехал в Россию в 1791 году и Таврия, Крым, русско-турецкие войны стали его главной темой.
Художник завершил работу над картиной в год, когда произошли два поворотных события — смерть светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического и отречение хана Шагин Гирея от престола, в результате чего полуостров окончательно вошел в состав империи.
«Граница теперешняя обещает покой России, зависть Европе и страх Порте Оттоманской», — Г. А. Потёмкин.
Потёмкин в экспозиции выставки упоминается многократно: цитаты из его писем к Екатерине написаны на стенах, представлены некоторые из его вещей, до революции находившиеся в музеях Екатеринославской губернии, а также его восковый бюст: в распоряжении Исторического музея, с улыбкой отмечает гид, их всего три — Потёмкин, Пётр Первый и Владимир Ленин.
Сказано немного и о зарождении новороссийской промышленности: о строительстве шотландцем Карлом Гаскойном Луганского литейного завода и возникновении Николаевского судостроительного завода, добыче угля и руды в Лисичанске (в те времена — Лисьей Балке).
Многонациональный и многоконфессиональный регион характеризуют также и национальные костюмы живших там русских, украинцев, караимов, крымских татар, болгар, молдаван, евреев, и история разных религий — в частности, строительство и развитие Свтогорского монастыря (теперь лавры) на берегах Северского Донца в Донбассе.
Следующий период — советская Новороссия (но скорее Донбасс — именно о нем рассказывает экспозиция).
Центральное художественное полотно — «Разработка плана 2-й пятилетки» соцреалиста Павла Малькова, на котором изображены Иосиф Сталин, Сергей Киров, Серго Орджоникидзе, и другие члены политбюро.
Здесь же гостям выставки расскажут о промышленном гиганте Донбасса — комбинате «Азовсталь», уничтоженном боями в прошлом году, о подвиге шахтера Алексея Стаханова, подземных богатствах края. И безусловно, о Великой Отечественной войне — и о немецком концлагере в Сталинской области, и об освобождении края.
Украшают эту часть экспозиции советские плакаты о дружбе украинского и русского народов, вышиванка Никиты Хрущёва, ваза на 300-летие Переяславской Рады, фотографии советских санаториев в Крыму, которые «перестали быть привилегией буржуазии и стали здравницами и санаториями для рабочих и крестьян» — из декрета Совнаркома.
Беловежская Пуща, Севастополь, «Новороссия в огне»
Переходом к заключительной части экспозиции служат два фото, оба — о трагических страницах новейшей истории региона.
На первом фото — Подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году в Беловежской Пуще: здесь и Борис Ельцин, и Леонид Кравчук, и Станислав Шушкевич.
Второй кадр — митинг «Народной воли» в феврале 2014 года в Севастополе — первые недели Русской Весны, плакаты «Нет нацизму», триколоры и советские флаги. В этот момент первая кровь уже пролилась на Майдане в Киеве, а спустя меньше, чем два месяца в Донбасс придет настоящая война.
Донбассу сегодняшнему посвящена последняя часть выставки — экспонатов немного, все они о горе. Погнутый, вероятно, от взрыва, крест с православного храма, детские игрушки, простреленный дорожный знак, фотографии погибших в центре Луганска и Горловки, фото военных.
Пронзительное фото, которое подписано: «Последний житель посёлка Шахты № 6-7 на северо-западной окраине Горловки Донецкой области». Фотография из серии «Серая зона», завоевавшей гран-при фотоконкурса intarget Photolux Award-2019. Автор — Валерий Мельников.