Еще недавно Украину считали мировой морской державой. И где флот? Наша страна входила в число лидеров металлургии. И что стало с нашими заводами? Гордились мы и шахтерской славой. И где уголь? Список можно продолжать до бесконечности.
Самый свежий пример — Украина решила отказаться от освоения космоса. Зачем нам быть космической державой? Чтобы составлять конкуренцию «сильным мира сего», прежде всего, США? Нет, вчера, когда Соединенные Штаты только присматривались к нашей стране, еще можно было принимать решения самостоятельно, не спрашивая дозволения. Но сегодня, когда американцы стали Украине чуть ли не родственниками, делать что-то наперекор им — себе дороже.
Все эти рассуждения — попытка объяснить те позорные явления, которые сейчас творятся на днепропетровском «Южном машиностроительном заводе имени А. М. Макарова» (сокращенно — «Южмаш»).
Для тех, кто запамятовал, что это за предприятие, напоминаем. Строили завод сразу после войны. Поначалу он даже не имел названия — только номер. Потому что выпускал продукцию стратегического характера — в частности, боевые ракеты и ракеты-носители для освоения гражданского космоса, а также спутники, ракетные двигатели, ветряные турбины, агрегаты шасси самолетов. Сегодня «Южмаш» участвует в программе «Морской старт», производя для нее ракету-носитель.
Конверсия добавила в ассортимент продукции предприятия производство троллейбусов и тракторов, оборудования для пищевой промышленности. Завод освоил капитальный ремонт автобусов и трамваев чешского производства. Когда в Донбассе начались военные действия, предприятие занялось восстановлением техники.
В лучшие времена на «Южмаше» трудились до 50 тысяч специалистов. Сегодня — от силы десятая часть. Тем не менее, предприятие осталось флагманом украинской ракетно-космической отрасли. На него завязана продукция сотен предприятий в машиностроении и металлургии. В тесной связке с «Южмашем» трудятся научно-исследовательские институты. Проблемы лидера сразу же отражаются на всех, кто с ним сотрудничает.
Наконец, предприятие сумело найти свою нишу на мировом рынке благодаря обширной международной кооперации. Прежде всего, с партнерами из России. Когда политические лидеры приезжают в Днепропетровск, их первым делом ведут на «Южмаш». Похвалиться. Правда, сейчас точно не поведут. Позориться, что ли?
И вот такой уникальный завод оказался на грани закрытия и последующего уничтожения. Казалось бы, к подобным сообщениям за годы независимости Украины можно было бы привыкнуть. Ан нет, всё как будто в первый раз: шок от известия, стыд от осознания, боль от понимания причин происходящего…
Пока «Южмаш» остановил работу до 2 марта. Соответствующий приказ издал генеральный директор. Принимая непростое решение, он руководствовался тем, что завод попал в сложную ситуацию. Кооперативные связи с российскими заводами-партнерами разорваны, заменить осваивавшиеся с ними проекты на новые не удается, государственных заказов нет.
В общем, «Южмаш» остался без работы. И без денег. Долг по зарплате достиг 80 миллионов гривень. Работники не видели заработанных денег полгода. Хотя на работу ходят — предприятие трудится три дня в неделю. Впрочем, сотрудники готовы и на 7 дней — были бы заказы… Раз в месяц, а то и раз в 2 месяца им дают подачку. Когда 200, когда 300 гривень. Как хочешь, так и живи. Люди залезли в долги, банковские кредиты. Ведь нужно на что-то кормить семьи, учить детей, платить за коммунальные услуги. Надеялись, что завтра-послезавтра ситуация исправится. Увы…
Отчаявшись ждать понимания от государства, работники «Южмаша» вышли на днях на масштабную забастовку. Первую в истории предприятия. Причем никто их на протестную акцию не организовывал. Официальный «карманный» профсоюз от организации забастовки сразу же открестился. Люди вышли сами. Ибо терпеть произвол и издевательства уже нет никаких сил.
Свои претензии и требования они знают, кому адресовать. Прежде всего, Петру Порошенко. Глава государства посетил предприятие в октябре прошлого года. Уже тогда люди, не получив за несколько месяцев зарплату, были настроены по-боевому. Однако президент постарался их успокоить. Мол, он мог бы в течение считанных минут найти какие-то деньги и дать заводу. Но не «царское» это дело. Его работа состоит в том, чтобы найти для предприятия стабильные заказы, выгодные контракты и новые внешнеэкономические контракты.
Увы, ничего из обещанного президентом «южмашевцы» не увидели, не дождались. Поэтому-то и вышли на забастовку. При этом не сдерживают эмоций. Неужели в стране настолько плохи дела, что даже глава государства не может помочь стратегическому предприятию? Или не хочет это делать? А может, просто забыл о «Южмаше»? Ведь это не шоколадная фабрика… Кстати, на митинге люди недоуменно спрашивали: почему предприятиям Порошенко можно трудиться в России, а остальным украинским субъектам хозяйствования запрещено иметь в партнерах заводы и фабрики северного соседа?
Такое циничное игнорирование властью самых насущных проблем флагмана украинской ракетно-космической отрасли наводит на грустные размышления. Во-первых, надо понимать, что сегодняшнему главному стратегическому партнеру Украины закрытие «Южмаша» будет только на пользу. Зачем американцам конкуренция? Ведь о монопольном освоении космоса они мечтали с того момента, как Советский Союз полетом Юрия Гагарина продемонстрировал свое техническое превосходство в космической отрасли.
С другой стороны, Украина за годы независимости стремительно деградировала от мощной в экономическом плане державы в государство, являющееся, в лучшем случае, сырьевым придатком, страной-служанкой у богатых американских и европейских господ, которая нещадно эксплуатирует свои природные богатства. Неслучайно сегодня ставку в экспортном потенциале народного хозяйства делают на сельское хозяйство. Посадили-собрали-продали — вот и вся экономика. Согласитесь, что в этом контексте страна-сырьевой придаток будет выглядеть очень странно, если станет заявлять свои претензии на освоение космоса. Как говорится, каждый сверчок знай свой шесток.
Впрочем, вполне возможно, за намерением уничтожить «Южмаш» стоит обычная банальная рейдерская идея. Ведь предприятие занимает в Днепропетровске сотни гектаров земли. Сколько ж на ней можно разместить торговых центров, всяких заведений типа «купи-продай», а также «наливаек» самого разного пошиба, от фешенебельных ресторанов до демократичных забегаловок. Что же касается оборудования, то это тысячи тонн металла. Порезать и продать! Неужели очередь действительно дошла до «Южмаша»?
Бывший вице-премьер-министр Александр Вилкул, который родом из Днепропетровска, комментируя ситуацию, сложившуюся на «Южмаше», говорит, что, если завод прекратит работу, это обернется не только потерей уникальных технологий. «Будет уничтожена реализованная специалистами «Южмаша» мечта многих поколений украинцев о покорении неба. Страна потеряет статус космической державы», — отметил оппозиционный политик.
Услышат ли его, а также работников «Южмаша» те, кто сегодня нежится на политическом Олимпе? Действительно, если государственные мужи думают о будущем страны, а не о том, как эффективнее «распилить» бюджет и набить карманы народным добром, необходимо оперативно принимать законы о государственной поддержке флагмана ракетно-космической отрасли. Надо активизировать поиск международных связей, что позволит «Южмашу» вернуться на мировую экономическую арену. Наконец, следует очень быстро выстроить внутриукраинские производственные цепочки, дабы загрузить предприятие отечественными заказами, в том числе и оборонными.
Если оттолкнуться от проблем «Южмаша» и посмотреть на ситуацию шире, то, как считает Вилкул, необходимо найти квалифицированного руководителя Государственного космического агентства для эффективной реализации государственной политики в отрасли. Нужно готовить кадры. На том же «Южмаше» в основном трудятся ветераны предприятия, средний возраст — хорошо за сорок. Молодежь, которая, как говорится, с мозгами, на «Южмаш» не идет, ибо тут маленькая зарплата (около 200 долларов) и отсутствуют социальные пакеты. Зато она активно выезжает за границу, трудоустраиваясь в ведущих западных авиастроительных предприятиях и усиливая, таким образом, конкуренцию для аналогичной украинской продукции.
В общем, рецепты спасения «Южмаша» очевидные. Правда, это для тех, кто душой болеет за будущее Украины. Нынешние же «кормчие» в этом, увы, не замечены…