Обратный отсчет: Лукашенко снова пренебрег экономикой ради политики, на этот раз в пользу РФ - 28.06.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обратный отсчет: Лукашенко снова пренебрег экономикой ради политики, на этот раз в пользу РФ

© commons.wikimedia.org / BurleskiПорт Усть-Луга
Порт Усть-Луга - РИА Новости, 1920, 08.10.2020
Читать в
ДзенTelegram
Серия слов, сказанных в ходе Беломайдана, и резкий разворот Лукашенко к России, повлекли дела. После недолгих пререканий ряд стран ЕС отзывают-таки послов из Минска и приступают к сокращению числа дипломатов. Они были вынуждены подчиниться президенту РБ, которого не признают президентом

То ли в ответ, то ли еще для чего Литва приостановила прием документов от граждан Белоруссии. Но все-таки наблюдатели, кто держит сторону Союзного государства, настроены на этот разворот Лукашенко крайне скептически.

Политическая эквилибристика

Клайпедский морской порт - РИА Новости, 1920, 07.10.2020
«В Латвии и Эстонии уже катастрофа». Эксперт сказал, что потеряет Литва без белорусского транзитаЛитва без транзита грузов из Белоруссии может лишиться четверти всего бизнеса, связанного с грузоперевозками и логистикой. Об этом рассказал специалист по вопросам Прибалтики Александр Носович в комментарии Sputnik Беларусь
Два года подряд Лукашенко столь же решительно разворачивался в сторону Запада. Хозяин — барин, и ему продавали норвежскую, азербайджанскую, даже американскую нефть.

Порт Клайпеда был услужливо предоставлен литовской стороной с обещанием услуги «все включено». И была перипетия с доставкой первой партии норвежской нефти, когда танкеры опоздали, попав в шторм. В воздухе висел вопрос: зачем? Никто не сомневался, что это всего лишь капризы пожилого президента, который так или иначе будет вынужден вернуться к российской трубе, потому что чудес не бывает, а в бизнесе всегда права арифметика.

В конце концов все оказались правы. Самодурство не прошло, но цена, которую пришлось заплатить за западный вектор, оказалась очень высокой. Лукашенко так усердно камлал, вызывая дух суверенитета и самостийности, что тот услышал зов и явился.

Теперь вертикаль во главе с президентом не знает, как его спрятать обратно. Ровно, как Янукович весь 2013 год настраивал через СМИ соотечественников на «евроинтеграцию», обещая манну небесную, получив в награду Евромайдан, так и Лукашенко, рассказывая о нежелании быть поглощенным, получил Беломайдан и его чуть не съели западные партнеры.

Вопрос «зачем это все было нужно?» — риторический, и оправдания президента Белоруссии «нас не понимали» выглядят несерьезно.

Новый поворот

Работа контейнерного терминала Калининградского морского порта - РИА Новости, 1920, 02.10.2020
Битва за китайский транзит: польские перевозчики боятся калининградских портовОдной из главных тем на Конгрессе мультимодального транспорта в Гданьске стала конкуренция перевозчиков Польши и РФ на «Новом шёлковом пути». Бороться за китайский транзит поляки планируют и с помощью Украины
Вслед за обещанием перенаправить белорусский транзит из Клайпеды в Усть-Лугу последовал разговор с главным таможенником. Председатель ГТК Юрий Сенько был вызван в кабинет главы государства. Это публичный ритуал, демонстрирующий прозрачность власти.

Обществу сообщили, что 40% белорусских грузов, которые свозятся в страну отовсюду, идут через Латвию и Литву. Теперь их надо перенаправить. «Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть», — отметил глава государства.

То, что вопрос чисто арифметически развернут в политико-воспитательную плоскость наказания Литвы, может, и эффектно, да больно неправильно. Именно так, пугалками, еще недавно президент склонял Россию. Лукашенко поинтересовался у Сенько, как Таможенный комитет видит переориентацию грузов? Вспомнили и логистические центры на территории Литвы. «Насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать перевозчикам в Беларуси. Как вы видите решение этой проблемы?» — спросил он у подчиненного.

Здесь очень важно напомнить, что публичные «ток-шоу» потому и ток-шоу, что формат. Сценарий прописан, тексты заготовлены — это не импровизация. Лукашенко как ведущий играет свою роль, а гость — свою. Так что неожиданностью задача «забрать» у Литвы белорусский транзит и предложить России перевести логистику оттуда в РБ, не была.

И Юрий Сенько ответил, что транзит 2020 года — это 71 миллион тонн товаров, что свидетельствует о тенденции к его снижению. На 15% ниже, чем в 2019-м. Так что Литва теряет эффективность партнера, но и Россия в этом виновата — на 30% был снижен объем прокачки нефтепродуктов для стран Западной Европы. Публичная задача была выполнена. Литве отправили «черную метку», а России — сигнал с элементом упрека.

Голос скептиков

После того как Лукашенко попросил помощи у России перед лицом явного мятежа в своей стране, Кремль отправил целый караван самых высокопоставленных гонцов в Минск. Было много губернаторов, которые обсуждали в том числе вопрос перенаправления транзита, но сначала был премьер. Михаил Мишустин посетил Белоруссию, почти все вопросы обсуждались за закрытыми дверями, а одним из немногих публичных вопросов был как раз разворот экспорта нефтепродуктов через российские порты. Ничего не скрывали, потому что а) надо отправить зарвавшемуся, буферному Вильнюсу «черную метку» потяжелее, и б) — эта идея не нова. Она обсуждается не первый год, а теперь, когда представился случай, станут ее прорабатывать.

В этом месте пора перейти к аргументам скептиков, обещанные выше. Железнодорожная доставка нефтепродуктов в порты невыгодна Минску ни с какого бока, даже с учетом скидок. А прокладка новой трубопроводной ветки — дело рискованное из-за политической нестабильности, но главным образом — многовекторности Лукашенко. Последнее у «стреляных» российских птиц вызывает больше всего сомнений.

Поэтому опытный министр энергетики Александр Новак по итогам переговоров премьеров и сказал, что есть возможности обеспечить транзит нефтепродуктов через Санкт-Петербург и Усть-Лугу есть. Но никакой конкретики не обещал. Зато публично сообщалось, что обсуждался долг Минска за газ, превышающий 200 миллионов долларов, и условия поставок нефти на 2021 год. Однако о достижении договоренностей объявлено не было. И это значит, что разговоры о перенаправлении грузов пока разговоры и ничего больше.

Факты и цифры

Здесь будет уместно напомнить, что в последний раз в широком правительственном составе российско-белорусская интеграция обсуждалась в конце 2019 — начале 2020 года. Окончились переговоры безрезультатно.

С тех пор сменилось правительство России, а затем и Белоруссии. Нынешний раунд не имел бы никакого смысла, если бы не высокая мотивация белорусской стороны. Российско-белорусские отношения застыли в состоянии «холодного партнерства» в период 2018-2020 годов, а переговорный процесс зашел в тупик.

Сейчас повод для перезагрузки есть у Минска. Москва же готова выслушать, с чем белорусы пришли теперь. Точный список проблем никогда не оглашался. Сообщали о том, что есть долги за российский газ, статус которых Беларусь ставила под сомнение, и спорные вопросы по финансовой схеме работы БелАЭС. Сейчас газовая проблема признана белорусской стороной и будет решаться. Россия же, со своей стороны, впервые публично проявила интерес к реализации угрозы Александра Лукашенко повернуть белорусские экспортные грузопотоки из Прибалтики в РФ. Все понимают, что намерение это нерентабельное. Никакой экономической подоплеки нет. Есть политическая мера в ответ на введенные Литвой, Латвией и Эстонией санкций против 30 белорусских должностных лиц, в том числе самого Лукашенко.

VII Форум регионов Белоруссии и России
Друг к другу лицом. Главные итоги Форума регионов России и БелоруссииМосква и Минск вновь заговорили о «дорожных картах» по углублению сотрудничества. На сей раз, похоже, движение в этом направлении будет двусторонним и искренним
Белоруссия экспортирует 10,5 млн тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 млн через порты Прибалтики. Еще 3-3,5 млн тонн — через территорию Украины.

С Киевом у Минска все очень скверно, по всему видно, что будет еще хуже. Но пока про украинцев как экономических партнеров вслух не говорят. Перенаправление потоков из Прибалтики в Россию обсуждается не один год, однако этот вариант менее выгоден для Белоруссии, так как расстояние железнодорожной перевозки от основных белорусских НПЗ до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды или Вентспилса.

В 2015-м обсуждалось строительство нефтепровода из РБ в Усть-Лугу. Но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов. В 2018-м замглавы «Транснефти» Сергей Андронов говорил, что при объеме в 3,5-4 млн тонн в год проект не окупается. Были предложения использовать в реверсном режиме пустующую нитку нефтепровода Полоцк — Андреаполь (Тверская обл., РФ), перепрофилировав ее под дизтопливо. Затем отдать под него одну из ниток в Усть-Лугу либо, если объемы будут недостаточны, переваливать в железнодорожные составы.

Но тут российские партнеры твердо стоят на том, что для создания новой инфраструктуры им нужны гарантии, что решение о перенаправлении белорусских нефтепродуктов долгосрочное. Повод для опасений есть.

Риски многовекторности

Клайпедский морской порт - РИА Новости, 1920, 18.09.2020
«Транзит в Литву не прекратился». Безпалько о переброске белорусских грузов в порты РФЗаявления Александра Лукашенко о переориентации белорусского грузопотока из Прибалтики в порты российского северо-запада пока что остаются лишь риторикой. Об этом рассказал член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько в интервью Украина.ру
Наблюдатели прекрасно помнят то, что еще три месяца назад Минск прорабатывал абсолютно противоположный сценарий, который предполагал сокращение закупок российской нефти и завоз иностранной через порты Прибалтики. На глазах у изумленной публики был дан единственный концерт в исполнении норвежских партнеров Белоруссии. Сквозь горы, тундры и волны в Новополоцкий НПЗ было доставлено сырье из Скандинавии, добытое со дна Северного моря. Это невероятно живописно, но с точки зрения арифметики нонсенс.

Железнодорожные же перевозки доступны уже сейчас. С 2016-го у ОАО РЖД действует скидка в 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада. Она будет действовать до 2025 года. Однако скидка так и не принесла существенных дополнительных объемов, поскольку с учетом железнодорожного тарифа и стоимости перевалки белорусским грузоотправителям выходило дешевле продолжать использовать прибалтийские порты.

Сейчас перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рублей за тонну, тогда как в Клайпеде — 5,7 евро, то есть в 2,3 раза дешевле. Только на одной перевалке Белоруссия будет терять 600 рублей на тонне. В то же время свободные мощности в Усть-Луге есть, и с учетом планируемого расширения порт уже в течение 2021 года сможет перевалить до трех миллионов тонн нефтепродуктов из Белоруссии. Российские СМИ сообщают, что ОАО РЖД по этому поводу хранит осторожное молчание.

В общем, как бы ни хотелось, но идея перенаправления белорусских поставок в порты РФ исключительно политическая. Фундаментальная же проблема — непрерывный (до 2024 года) рост стоимости российской нефти из-за налогового маневра 2018 года. Маржа белорусской переработки и так сокращается ежегодно, а теперь предлагается еще и увеличить стоимость логистики. Это возможно только в том случае, если Россия как-то компенсирует политическое решение Лукашенко.

Решил бы проблему переход на единую налоговую систему. Но этот вопрос, очевидно, из закрытой части переговоров.

Радует, что они признаны успешными.

 

 

Подписывайся на
ВКонтактеОдноклассникиTelegramДзенRutube
Мнения, события, идеи
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала