По словам Гройсмана, главными должны стать:
1) утверждение новой территориальной основы для деятельности органов власти на уровне громад и районов;
2) передача полномочий исполнительной власти органам местного самоуправления (ОМС) и их разграничение между уровнями;
3) создание надлежащей ресурсной базы для осуществления полномочий ОМС;
4) эффективная система государственного надзора;
5) эффективная система участия граждан.
«…Новые школы, садики, дороги, новый транспорт, освещение, новые клубы, стадионы — это результат децентрализации… 68% граждан Украины живут в условиях реформы, а 32% пока не имеют возможности получить все преимущества децентрализации… Необходимо сделать так, чтобы 100% украинцев получали новые возможности, средства», — заявил Гройсман.
Анализ вертикали власти Порошенко
Благодаря децентрализации укрепилась финансово-функциональная самостоятельность местных властей в населенных пунктах. Но реформа идет со скрипом: регионы тормозят сами себя и не делятся то полномочиями, то деньгами под полномочия. К тому же на носу очередная серия выборов в объединенных территориальных громадах (ОТГ).
Изменения в Конституцию касательно административно-территориального деления и создания должности префектов для названных Гройсманом округов должны быть проголосованы в феврале. А пока областные госадминистрации сохраняют существенное влияние на регионы и являются фактическими представителями президентской вертикали власти на местах.
Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) составил рейтинг 17 региональных руководителей, которые находятся на посту не менее полугода, чтобы оценить эффективность их работы в рамках децентрализации.
Оценивали по трём критериям: исполнение и отчет о реализации государственной стратегии регионального развития до 2020 года; выполнение областных бюджетов; коммуникационная политика и медиаактивность главы облгосадминистрации (ОГА). Максимальный балл за каждую составляющую рейтинга — 10. За неисполнение стратегии — 0. Средний балл трех пунктов является определяющим место в рейтинге.
Восемь областей — восемь нулей
Выяснилось, что госстратегию регионального развития не выполняют восемь ОГА: Днепропетровская (2-е место), Одесская (8-е место), Тернопольская (11-е место), Николаевская (12-е место), Львовская (13-е место), Закарпатская (15-е место), Волынская (16-е место) и Ивано-Франковская (17-е место). Едва выполняют стратегию Ровенская (0,4 балла и 14-е место) и Полтавская (0,9 балла и 5-е место) области.
Эксперт МЦПИ по вопросам внутренней политики Максим Степаненко подчеркнул, что у обладминистраций нет унифицированной системы подачи важных данных. У некоторых ОГА они отсутствовали вообще.
Бюджетные показатели областей также не обрадовали аналитиков. Так, по словам Степаненко, расходы общего фонда всех местных бюджетов значительно превысили доходы.
В отчетный период местные облгосадминистрации (ОГА), обеспечивающие выполнение бюджета, не использовали экономический потенциал регионов для существенного увеличения доходов. А это не способствует благоприятному и динамичному развитию регионов.
Бюджетная политика на региональном уровне должна быть более взвешенной, а регионы — иметь возможность ее воплощать.
Согласно рейтингу МЦПИ, лучшими показателями по бюджету обладает Днепропетровщина — 66,5%. По утверждению аналитика, этот процент является соотношением расходной и доходной части бюджета Днепропетровской администрации.
О бюджете поподробнее
«Сельсоветы и горсоветы отвечают практически за все. Большущий перечень вопросов, за который вроде бы отвечают обладминистрации, переложен, делегирован или передан органам местного самоуправления с не всегда достаточным финансированием этих полномочий. А важно, чтобы не было перекоса полномочий», — сказала Оксана Продан, депутат, член налогового комитета и представитель главы Ассоциации городов в Верховной Раде.
Бюджетный процесс можно полностью переводить на ОТГ, которые покрыли собой район. Вместе с тем, по ее словам, между ОМС должна быть конкуренция, которой сейчас нет.
Несмотря на это, населенные пункты стараются подавать друг другу примеры развития и сотрудничества с бизнесом в рамках Ассоциации городов. Это бесплатное внедрение программы по лекалам инициативы Kyiv Smart City, а также сайта о прозрачности горбюджета; программы по уменьшению билбордов наружной рекламы; помощь по вопросам налоговой политики.
В свою очередь, президент ОО «Лига развития науки» Виктор Тыркало предлагает включить в критерии оценки глав ОГА и ОТГ пункт о стратегии развития малого и среднего бизнеса. Ведь это может даже уменьшить отток трудовых рук за границу. Но это прямая обязанность ОГА — создавать условия для предпринимательства.
Им это не нужно
«С 2016 года наша организация в Киево-Святошинском районе проводила ознакомительные встречи с громадами, чтобы объяснить им, что такое децентрализация. Мы провели всего три встречи — в Боярке, Вишневом и Заборье. Четвертую нам перекрыли, она состоялась под открытым небом.
Целый месяц я ездила на встречи с главами местных советов района. Они согласились, что такие обсуждения нужны. Потом сверху дали указание, и все закончилось», — рассказывает свою историю представитель ГО «Рух территориальных громад» Надежда Карпенко.
А ведь согласно последним исследованиям, конфликт между общинами и районным начальством — самый распространенный в рамках ОТГ.
Надзор районов, в которых большинство сел или все села объединились, уже не нужен. Но районная ветвь власти все же есть, и она вынуждена передавать полномочия, собственность, увольнять персонал. Это создает поле для сопротивления происходящим процессам.
Подпитывает конфликт отсутствие ответа на вопрос, кем и чем будут эти районы потом.
ОТГ сталкивается и с насущными вопросами: землеотводы, неустановленные полномочия громад, борьба между селами за распределение средств, оптимизация социальной инфраструктуры, неустановленное гражданское участие в деятельности громады, отсутствие устава ОТГ.
Словом, децентрализация — процесс долгий, и вряд ли он завершится в заданные правительством сроки. Особенно в условиях постоянной борьбы за власть и государственные деньги.