Украина хочет присоединиться к создаваемой Польшей, Румынией, Венгрией и Словакией энергетической системе передачи газа, заявил в среду премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
«Это будет означать, что потоки газа между нашими странами будут свободны, что мы сможем торговать без ограничений, а также сделаем шаг в направлении энергетической безопасности Украины», — отметил Яценюк на совместной пресс-конференции с главой правительства Польши Эвой Копач.

Насколько реален такой проект, что он будет значить для Украины и как стороны могут его реализовать? На эти вопросы изданию «Украина.Ру» ответил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский:
— Имеется в виду, что газ сможет не только заходить на Украину реверсом, но и выходить из Украины по её усмотрению. Киев хочет торговать с Европейским союзом.
Для того чтобы это произошло, нужно изменить правила транзита, которые существуют на сегодняшний день и определяются договором на транзит российского газа между «Нафтогазом» и «Газпромом».

— Без России Украина не сможет изменить эти правила.
— Конечно. Более того, чтобы затея удалась, необходимо будет пересмотреть контракты «Газпрома» с другими получателями газа в Европейском союзе. Вот чего хочет господин Яценюк. Но он может сколько угодно вести переговоры с Польшей, Румынией и другими странами, без согласия России это невозможно. Здесь ничего не зависит от желания лично Яценюка — процесс урегулирован межгосударственными договорами на поставку и на транзит газа. Чтобы это изменить, нужно менять нормативно-правовую базу.
Желание — это прекрасно. О своем желании Яценюк может заявлять сколько угодно. Но на дело это никак не повлияет.