Восьмидесятилетие со дня рождения Владимира Высоцкого широко празднуется в странах бывшего СССР. Но мало кто вспоминает, что биография Владимира Семеновича всегда была тесно связана с Москвой — о том, что его семнадцать лет прошли на Большом Каретном переулке знает сейчас вся страна, а детство барда подробно описано в многочисленных мемуарах его современников. Однако сегодня, когда националисты прилагают все усилия для того, чтобы разрушить сложившиеся за многие годы человеческие и культурные связи между Россией и Украиной, уместно вспомнить, что его корни ведут в Киев, где по сей день уцелел дом отца. выдающегося певца и актера — киевлянина Семена Высоцкого — и его деда Вольфа.
Владимир (Вольф) Шлиомович Высоцкий, выходец из семьи профессиональных стеклодувов, приехал в Киев из Бреста, еще за несколько лет до революции — в 1911 году. Здесь он женился на богатой житомирянке Доре Бронштейн, которая славилась редкой красотой своих золотых волос. Их сын Семен появился на свет в июле 1916 года, на Бульварно-Кудрявской улице, а затем семья поселилась на Бибиковском бульваре, который с двадцатых годов прошлого века носит название бульвара Тараса Шевченко. В заполненной в 1922 году анкете дедушка Высоцкого пишет, что сочувствует коммунистической партии и смотрит на Октябрьскую революцию «как на явление, которого требовала сама жизнь». К этому времени он закончил экономический факультет Киевского коммерческого института и юридический факультет Киевского университета, продолжая получать образование в Киевском институте народного хозяйства. В голодные годы гражданской войны он занимался изготовлением театрального грима — вместе со своим братом Леоном, который стал впоследствии известным в Киеве химиком.
Элегантный, прекрасно образованный Вольф Высоцкий неплохо зарабатывал и пользовался большим успехом у женского пола, закрутив роман с популярной актрисой Эльгой Аренс. Это в итоге привело его в к конфликту с женой и переезду в Москву, где 25 января 1938 года родился его знаменитый внук. Соседи Высоцких по коммунальной квартире обратились к родителям новорожденного с призывом назвать его в честь летописного киевского князя: «всем миром решили назвать Вашего сына Олегом. Олег — предводитель Киевского государства». Однако в итоге младенец все-таки получил имя в честь своего деда.
Первые визиты Высоцкого в Украину отслеживаются с осени 1958 года — его гражданская жена, выпускница МХАТовской школы-студии Иза Жукова уехала из Москвы на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, где ее поселили прямо в театральной гримерной. Владимир неоднократно приезжал к ней на выходные — причем, заведующий труппой иногда оставлял влюбленным ключи от своего кабинета, где их никто не беспокоил.
Сам Высоцкий обычно останавливался в Киеве у любимой бабушки. После разрыва с его дедом, она женилась на украинце и взяла себе имя Дарья Семененко — что помогло ей спастись во время немецкой оккупации Киева. После войны она переехала в другой старинный дом в центре Киева — по улице Ивана Франко, 20. Он стал главным киевским адресом поэта, который много раз приезжал в гости к любимой бабушке — и, согласно воспоминаниям друзей, любил весело проводить время в местных дворах, с гитарой и бутылкой портвейна. Как вспоминал потом отец Владимира, «ему очень нравился Киев, и он всегда говорил о нем с восторгом».
В мае 1968-го Владимир Высоцкий приехал на съемки фильма «Карантин», и некоторое время работал на Киевской киностудии имени Довженко, создав для фильма известную песню — «Давно смолкли залпы орудий». По свидетельству известного краеведа Михаила Кальницкого, он особенно часто бывал в Украине с конца шестидесятых годов, когда киевские поклонники Высоцкого отсняли на кинопленку его творческую встречу с сотрудниками Института электросварки имени Патона в зале на улице Горького, 69 — где Высоцкий дважды побывал в 1971 и 1972 годах. Только в сентябре 1971 года, во время украинских гастролей Театра на Таганке, который на время обосновался в киевском Театре оперетты, он дал в украинской столице 29 концертов. Высоцкий бывал в КПИ, встречался с курсантами Высшего военно-морского политического училища на Подоле, и любил выпивать в ресторане «Динамо».
Согласно легенде, в 1970 году, когда Высоцкий работал на съемках в Одессе, он неожиданно потребовал от режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича неотложную командировку в Киев: «Отправьте меня в Киев. У меня там бабушка, мне срочно надо в Киев». «Посадили мы его на самолет. А спустя время узнали, что Высоцкий провел с бабушкой день, а на следующий она умерла, буквально у него на руках», — написал в своих воспоминаниях режиссер. Последний раз Владимир Высоцкий побывал в Киеве в 1978 году — опять-таки по дороге в Одессу, на съемки легендарной роли Глеба Жеглова.
Впрочем, украинский след в биографии Высоцкого не ограничивается Киевом, где проживала его родня. Он множество раз бывал и работал в Одессе, которую увековечила одна из его самых известных песен — а после визита в Макеевку поэт написал «Марш шахтеров», поныне входящий в число неофициальных гимнов донецкого края.
Не космос — метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной —
И самою земною из профессий.
Об этом очень важно вспоминать сегодня, когда националистические власти запретили в Украине биографический фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», и всеми силами пытаются вычеркнуть из народной памяти советский период нашей истории и культуры. Эти усилия обречены на провал — поскольку представители нового поколения киевлян все так же поют под гитару песни Владимира Семеновича Высоцкого, которые давно стали народными и не признают государственных границ между постсоветскими государствами.
Придет день, и Киев вспомнит о корнях выдающегося поэта, увековечив его в памятнике, который однажды непременно появится — или на улице Франко, или на бульваре Шевченко.