Пётр Порошенко, находясь в Днепропетровске, заявил, что Украина под его чутким руководством добьётся статуса великой космической державы. Из сладкого дурмана его слов, произнесённых перед работниками «Южмаша», наверное, следовало, что астронавты Незалежной первыми в мире полетят на Марс выращивать «сникерсы», водрузят сине-жёлтое знамя в кратере Голодомора и присоединят к украинским землям целую планету взамен утраченных Крыма и Донбасса.
Звёздные обещания, конечно, вещь красивые. Только вот не стоит забывать бытующую в среде авиаторов поговорку о том, что человечество, покоряя небо, зарыло в землю денег больше, чем выбросило на ветер. Иными словами, прежде чем отправляться в заоблачную высь, придётся построить очень мощную базу под ногами.
Чтобы полететь в космос, нужна ракета. Украина может предложить на рынке запусков три изделия: «Днепр», «Циклон» и «Зенит». Первые два из них относятся к очень специфическому сегменту лёгкого класса, так как по сути своей являются конверсионными носителями ядерных боеприпасов, приспособленные под более мирные нужды. Про «Днепр» и говорить нечего: это та самая «Сатана», отдежурившая своё в шахте и отправленная после капремонта на космодром.
И «Днепр», и «Циклон» заправляются долгохранящимся высококипящим (жидким при комнатной температуре) топливом, которое ко всему ещё и крайне ядовито. Во всём мире у ракетчиков имеется тенденция к избавлению от этой отравы.
Впрочем, тут дело не столько в борьбе за окружающую среду, сколько в строгих ограничениях, предъявляемых к носителям ядерного оружия: твердотопливную ракету невозможно построить столь же мощную, как жидкостную.
Поэтому вряд ли какая страна захочет увидеть «Днепр» или «Циклон» на своих стартовых площадках. Тем более что даже с Плесецка — традиционного места запуска этих аппаратов — украинские ракеты очень вежливо «попросили» несколько лет назад. Остался «Зенит», но для него, кроме Байконура и «Морского старта», пусковых установок нигде нет.
Ракета без космодрома, увы, не взлетит. Для строительства такого комплекса требуется одно очень маленькое условие: наличие огромных безлюдных территорий. Украина — страна густонаселённая, и места для такого объекта на её территории нет. Остаётся только пользоваться чужими космодромами или же запускать ракеты из океана.
Ещё проблема в том, что не ракету строят под стартовый стол, а наоборот, пусковую установку — под ракету. И другой тип аппаратов с этой площадки просто не взлетит.
Проект «Морской старт» давно обанкротился: слишком накладно совершать почти кругосветное путешествие для запуска спутника. Сухопутная площадка обойдётся дешевле, но все стартовые комплексы для украинских ракет имеются только в двух странах: в России, с которой у Незалежной очень натянутые отношения, и в Казахстане, куда везти ракету всё равно через российскую территорию.
А теперь — самое главное: двигатели всех без исключения украинских ракет производятся в одном-единственном городе на Земле. И называется он Воронеж. В той самой нелюбимой Киевом России. Можно, конечно, назло москалям разработать свой «пламенный мотор», но в этом случае надо полностью перерабатывать всё изделие. А точнее — создавать новое.
И, наконец, о грустном. О деньгах. Космос — очень дорогое удовольствие, которое могут себе позволить только страны с очень развитой экономикой. В условиях, когда казна пустая, мечтать о звёздных мирах может только прожектёр.
Так что обещания пана Порошенко — одно, а реалии совсем другие: тот же «Южмаш» уже около года находится на грани банкротства, рабочим и инженерам зарплату безбожно задерживают, с завода уже уволилось более 700 высококлассных специалистов. Самое время в облаках витать…