Прогнозировать, увенчаются ли переговоры успехом, или участников ждет провал, пока сложно. Однако можно с уверенностью сказать, что каждая сторона переговоров будет отстаивать свои позиции.
Четкая повестка дня
Перед встречей вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович отправил письма украинской и российской стороне «с очень четкой повесткой дня». По его словам, в Брюсселе должны обсудить соответствие будущего контракта европейскому законодательству, долгосрочность транзита и европейский стиль формирования оплаты.
«Я думаю, что очень важно, и обе страны дали понять, что они очень хорошо понимают необходимость четко демонстрировать, что мы можем разрешить эти проблемы, потому что, только найдя позитивное решение, мы можем сохранить имидж России быть надежным поставщиком, а для Украины — надежным транзитером», — подчеркнул вице-президент Еврокомиссии.
Известно, что с украинской стороны в переговорах примут участие председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев, исполнительный директор компании Юрий Витренко, руководитель "Оператора ГТС Украины" Сергей Макогон и вице-президент "Укртрансгаза" Павел Станчак. Ранее Украину на газовых переговорах представлял экс-министр иностранных дел Павел Климкин, однако РФ неоднократно настаивала на том, что вести переговоры должен профильный министр энергетики. Будет ли присутствовать на встрече Алексей Оржель, получивший недавно портфель министра энергетики и окружающей среды, пока неизвестно.
Украинская позиция
Как сообщил министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель по итогам заседания правительства 18 сентября, Украина во время трехсторонних переговоров о транзите российского газа будет поддерживать позицию, озвученную Еврокомиссией, а именно чтобы транзитный контракт был заключен сроком на 10 лет, в течение которых Украина должна обеспечить транзит 60 млрд кубометров газа ежегодно.
По словам премьер-министра Алексея Гончарука, Украина должна без иллюзий воспринимать поддержку Европы в этом вопросе и концентрироваться на защите своего интереса. Украинская делегация в Брюсселе намерена настоять на своем и добиться долгосрочного контракта на транзит российского газа по украинской ГТС. Украинскую сторону, естественно, полностью устраивает транспортировка 60 млрд кубометров газа ежегодно в течение 10 лет.
Напомним, первый раунд трехсторонних консультаций по транзиту проходил в июле 2018 года. Тогда и Россия, и ЕС признали, что новый документ должен готовиться на базе европейского законодательства. Однако уже в январе 2019 года переговоры провалились. Российская сторона заявила, что нужно мирно урегулировать вопрос о возврате по решению арбитража Стокгольма $2,56 млрд. Одним из аргументов было и то, что Украина собирается проводить переговоры, но до сих пор неясно, кто будет партнером «Газпрома».
И вот буквально за день до назначенной даты переговоров правительство Гончарука определилось с моделью анбандлинга НАК "Нафтогаз Украины". Оператором ГТС Украины станет ООО "Оператор ГТС Украины", созданный «Нафтогазом». Но при этом данная модель минимизирует риски влияния руководства НАК на оператора, чего опасаются в Европейском энергосообществе и Еврокомиссии. И европейцы ее одобрили. Кроме того, что модель соответствует европейским правилам, она сохраняет условие, позволяющее требовать у «Газпрома» $12 млрд в арбитраже Стокгольма в случае отказа Россией использовать украинскую ГТС для транзита газа в ЕС.
Позиция России
Глава Минэнерго РФ Александр Новак ранее отмечал, что транзит российского газа через Украину возможен при соблюдении двух условий: наличия конкурентоспособных тарифов на прокачку, а также при урегулировании сторонами судебных споров. Премьер Дмитрий Медведев уточнял, что помимо этого на Украине должна быть «стабильная политическая обстановка».
Ожидается, что Россия будет настаивать на краткосрочном контракте, чтобы выиграть время на строительство газопроводов в обход Украины — "Северного потока-2" и "Турецкого потока". «Газпром» может заказывать услугу по транспортировке на общих условиях, как это делают другие заказчики услуги транспортировки газа. Действительно, Украина обязалась перед Европейским энергетическим обществом создать независимого оператора своей ГТС, который будет заниматься эксплуатацией газотранспортной системы по европейским правилам. Поэтому на переговоры едет руководитель новосозданной корпоративной компании, которая будет осуществлять управление отделенной газотранспортной системой.
«Но это означает, что «Газпром» будет оплачивать тот же тариф, который платят все остальные на общих условиях. Он может забронировать объем транзита газа, например, на 2020 год, или на полгода, или на месяц, воспользовавшись таким механизмом», — объяснял руководитель «Нафтогаза» еще в ноябре 2018 года.
Такой сценарий вполне может устроить «Газпром», поскольку позволит выкупать транзитные мощности украинской ГТС и при этом не заключать долгосрочного контракта. Однако обратим внимание на один важный факт: бронирование мощностей украинской ГТС на общих основаниях все равно предусматривает заключение контракта.
«Полностью без контракта не получится. Он должен быть при любых условиях. И даже два: на бронирование мощностей и технологический, где согласовывают все детали по давлению, технические нюансы», — пояснила DW руководитель аналитического центра DiXi Group Елена Павленко.
Кроме этого, участвуя в аукционах по европейским правилам, "Газпром" должен показывать Украине всю информацию о транзите и торговле газом со своими европейскими партнерами. То есть сколько входит российского газа на восточной границе Украины и сколько выходит на западной. Алексей Оржель недавно заявлял, что Россия, вероятно, будет отстаивать ныне действующий контракт.
Накануне переговоров, 16 сентября, российское издание РБК, ссылаясь на «источник, близкий к трехсторонним газовым переговорам», сообщило, что Брюссель может предложить Москве поставлять российский газ в Европу с 2020 года без заключения нового газового контракта с Киевом. Поскольку существует возможность контрактирования «Газпромом» мощностей в украинской газотранспортной системе на краткосрочный и среднесрочный периоды. Более того, Украина как член Европейского энергетического сообщества взяла на себя обязательства имплементировать в свое законодательство европейские энергетические нормы, и оператор украинской ГТС даже при отсутствии контракта будет обязан выставлять на аукцион транзитные мощности. О том, что «Газпром» попытается шантажировать Украину выполнением европейских директив, еще год назад говорил глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
Накануне переговоров президент РФ Владимир Путин встретился с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. На этой встрече Миллер заявил, что первоочередным вопросом на переговорах 19 сентября будут поставки российского газа напрямую на Украину.
«В случае заключения прямого договора на поставку газа с "Газпромом" цена газа для конечного потребителя на Украине может быть на 25% ниже текущего уровня», — заявлял Миллер.
При этом Путин подчеркнул необходимость транзитного контракта через украинскую ГТС.
Кризис или компромисс?
«Приятным сюрпризом» «Нафтогаза» в преддверии переговоров стало решение Европейского суда в Люксембурге по иску Польши, который отменил решение Еврокомиссии от 2016 года, позволяющее «Газпрому» полностью использовать мощности сухопутного продолжения «Северного потока-1» — газопровода OPAL. Это решение имеет огромное значение для Украины и усиливает ее позицию на переговорах, т.к. «Газпрому» придется сократить использование «Северного потока», и Россия не сможет полностью отказаться от транзита газа через Украину.
Как известно, краткосрочный контракт с «Газпромом» на транзит российского газа не выгоден Украине. Но есть и другое мнение.
«Если экономика ЕС погрузится в рецессию, то на фоне глобального потепления, сокращения энергопотребления и увеличения удельного веса альтернативных источников рынок будут формировать покупатели, а не продавцы, и подписание долгосрочного контракта Украине невыгодно. С другой стороны, нам нужны долгоиграющие направления поставок, и решить эту дилемму может лишь эффективная рыночная модель (хаб), когда можно купить ровно столько, сколько тебе нужно, и по минимальной рыночной цене. Частичный блэк-аут с Opal максимально этому способствует, ведь решение европейского суда юстиции показало, что в ЕС больше не намерены давать «Газпрому» отсрочки с выполнением ключевых требований третьего энергопакета в части диверсификации источников поставок. Если наши чиновники не смогут развернуть эту ситуацию в свою сторону на трёхсторонних газовых переговорах 19 сентября и удовольствуются подписанием разового газового пакета на сезон 2019/2020, значит, понятие "зрада" — это не устойчивый фейсбучный мем, а символ управленческой деменции на самом верху», — считает экономист Алексей Кущ.
При этом не секрет, что в случае неподписания контракта о транзите российского газа с 2020 года Украина потеряет около 3 млрд долларов в год. Витренко убеждает, что при реализации такого сценария у Украины есть высокие шансы выиграть у "Газпрома" очередной арбитражный иск на 12 млрд долларов как компенсацию за ускоренную амортизацию. При этом на Украине весьма распространен тезис, что можно выжить и без транзита.
«Конечно, мы выживем. Спросите на улице об этом людей. Но это не только вопрос выживания, это вопрос развития страны. Поэтому, когда мы говорим о транзите, это и средства, которые мы получаем, и развитие ГТС, и возможность привлечения инвестиций, это и развитие страны», — заявил еще в середине августа секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк, добавив, что на случай остановки транзита у Украины предусмотрен план «Б».
При этом, по оценке экспертов, возможная остановка транзита российского газа после 1 января 2020 года обернется для Украины дефицитом голубого топлива в 50 млн кубометров в сутки.
Более того, по мнению эксперта в энергетической сфере Валентина Землянского, будущий газовый кризис на Украине возможен еще и потому, что все внешние игроки заинтересованы в возникновении коллапса.
«Такой кризис, во-первых, позволит многим компаниям хорошо заработать. Во-вторых, он даст возможность каждой из стран решить свои наболевшие вопросы. Так, Москве и Брюсселю кризис позволит окончательно решить проблему завершения "Северного потока-2" и "Турецкого потока", показав их безальтернативность для Европы. А Соединенным Штатам украинский газовый кризис даст отличный шанс увеличить свою долю на европейском рынке», — считает Землянский.