Сколько ещё продержится нынешний украинский режим? С каждым месяцем на этот вопрос можно давать всё более точный ответ. 7 ноября Национальный Банк Украины (НБУ) обнародовал данные по изменению валютных резервов за октябрь. Как уже писалось, украинские власти решили не сообщать новости о падении валютных резервов до парламентских выборов, перенеся это на начало ноября. Зато теперь обвал можно наблюдать во всей его полноте: валютные резервы уменьшились в октябре с 16,4 млрд. долл. до 12,6 млрд. долл.
Основными причинами обвала стали платежи по облигациям Нафтогаза 2009 года плюс платежи по так называемому газовому реверсу (в сумме почти 2 млрд. долл.), интервенции на валютном рынке (1,2 млрд. долл.) и погашение государственных и гарантированных государством долгов (0,6 млрд. долл.). Денег от международных финансовых организаций в октябре не поступало. Динамика официальных международных резервов Украины теперь выглядит так.
В начале ноября был сделан платёж Газпрому на сумму 1,45 млрд. долл. в погашение части долга Нафтогаза. Поскольку для этого использовались деньги, записанные как валютные резервы, можно утверждать, что эта операция (без учёта других поступлений и расходов в ноябре) уменьшила резервы до 11,1 млрд. долл., т.е. за месяц с небольшим официальные международные резервы Украины уменьшились практически на треть.
Небольшой компромисс, на который пошло российское руководство (согласившись с частичной оплатой Нафтогазом долга за поставки газа), сыграл в итоге против украинского режима. Значительные деньги (1,45 млрд. долл.) ушли из распоряжения киевских властей, но поставок газа нет.
Чтобы из России на Украину пошёл газ, нужно сделать ещё предоплату за ноябрь-декабрь, порядка 1,5-2 млрд. долл. Ни МВФ, ни европейские структуры не выказывают готовности её финансировать.
Платить придётся опять из валютных резервов Украины. Хоть их и становится совсем мало, они вполне ликвидные. Об этом свидетельствуют и отчёт НБУ за 2013 год, где более подробно описывается состав резервов, и тот факт, что валюта в последние месяцы расходуется на выплаты по долгам и валютные интервенции (откуда бы она бралась, если бы резервы были неликвидными?). И украинские власти всегда могут организовать продажу валюты из резервов Нафтогазу (если последний не может купить валюту на бирже). Не покупать газ нельзя: того, что есть, на зиму не хватит.
Если же нынешние украинские власти захотят очередных скидок или отсрочек, российское руководство, по-видимому, может согласиться на них только при условии кардинального изменения политического курса и прекращения террора на территории бывшей УССР.
А пока что уменьшение резервов в сочетании с отказом от политики фиксированного курса гривны неминуемо вызовут возобновление обвала на валютном рынке Украины.
Доллар уже уверенно проскочил отметку 15 гривен. Но в украинских СМИ, естественно, больше радуются падению рубля, чем огорчаются падению собственной валюты. Невозможно точно спрогнозировать динамику курса рубля, но понятно, что никаких экономических потрясений в России не будет, чего нельзя сказать про Украину.
Валютные резервы Украины подходят к концу, внешнее финансирование практически остановилось, страна уже фактически в дефолте (неплатежи Нафтогаза Газпрому).
Проблемы осуществления необходимых платежей государства и госкомпаний, поддержания инфраструктуры (прежде всего системы отопления, в том числе, с помощью угольных электростанций) продолжат усугубляться. К этому всё больше будут добавляться трудности в поддержании закона и правопорядка в стране, где «революция достоинства» запустила в свободное обращение огромное количество огнестрельного оружия и внушила значительной части населения мысль о нормальности применения насилия в отношении «врагов нации».
Очевидно, что нынешние украинские власти не смогут самостоятельно справиться с нарастающим валом проблем. Для смягчения гуманитарной катастрофы на Украине и недопущения переноса нестабильности в соседние страны потребуется вмешательство соседних стран. Необходимые действия можно назвать на американский манер (типа «кооперативное посредничество» или «руки дружбы»), главное, не допускать к процессу нормализации ситуации на Украине тех, кто эти беспорядки инициировал.