Инициатором проведения Мюнхенской конференции по безопасности был немецкий военный историк и публицист Эвальд-Хайнрих фон Кляйст. Интересно, что фон Кляйст в тот момент был последним из участников неудавшегося заговора Штауффенберга против Адольфа Гитлера в 1944 году. Каким-то образом молодому (22 года) лейтенанту удалось доказать свою непричастность к покушению, и он провёл всего лишь несколько месяцев в концлагере (в основном потому, что в заговоре принимал участие также его отец). Кляйст председательствовал на конференциях до 1998 года, умер в 2003-ем году.
Первая встреча в Мюнхене прошла в 1963 году под эгидой баварского Христианско-социального союза и военно-научного общества «Wehrkunde» (буквально — «военное дело»). Конференция была неформальной, но состав её был вполне официальным — участвовали представители оборонных ведомств стран НАТО, и обсуждались вопросы военного сотрудничества и безопасности.
В первой конференции принимали участие около 60 человек, среди которых были сенатор Свободного и ганзейского города Гамбурга (субъект ФРГ) Гельмут Шмидт и консультант ACDA (Федерального агентства по контролю над вооружениями и разоружению) Генри Киссинджер. Шмидт спустя шесть лет стал пятым министром обороны ФРГ, а через 11 — федеральным канцлером и вошёл в историю как один из творцов политики разрядки. Киссинджер по сей день остаётся легендой мировой политологии и в дополнительном представлении не нуждается.
Практически сразу же конференция стала ежегодной (отменялась она всего дважды — в 1991 году, в связи с Войной в Заливе, и в 1997-м — по просьбе Кляйста). До 1993 года мероприятие называлось Конференцией по военным вопросам, позже — Конференцией по вопросам политики безопасности (вероятно, в связи с присоединением экспертов из стран бывшего СССР; Россия официально присоединилась к конференции в 1995 году, а представитель РФ на уровне замминистра впервые выступал в 1999 году). В 1998 году «вопросы», так же как и «политика», кончились, теперь обсуждается просто безопасность. С того же года конференция финансируется из федерального бюджета. Вероятно, исчезновение вопросов и появление денег как-то связаны. Впрочем, спонсоров у конференции много, и доля ни одного из них не может превышать 8%.
С 2009 года председателем конференции является высокопоставленный (был послом в США и Великобритании) немецкий дипломат Вольфганг Фридрих Ишингер. В октябре 2014 года Ишингер опубликовал в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» статью, в которой Россия осуждалась за «аннексию Крыма и дестабилизацию юго-востока Украины».
Мюнхенская конференция — площадка для экспертных обсуждений: никакие решения на конференции не принимаются, итоговые коммюнике не публикуются. Помимо собственно конференций, проводятся встречи «основной группы конференции», а также саммиты по энергетической и кибербезопасности.
Правда, за прошедшие 55 лет конференция изрядно «разбухла»: в её заседаниях принимает участие под 500 человек, включая глав государств и правительств. В кулуарах происходят разные важные события: например, в 2011 году главы дипломатических ведомств России и США обменялись ратификационными грамотами к Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений, что было очень символично, хотя и несколько противоречило неофициальному статусу мероприятия.
В 2007 году на конференции выступил Владимир Путин со своей «Мюнхенской речью» (её сравнивают с «Фултонской речью» Уинстона Черчилля, от которой принято вести отсчёт «холодной войны»). Путин говорил о невозможности однополярного мира, критиковал безответственную политику Запада вообще и США — в особенности, предостерегал от негативных последствий воцарившегося в международных отношениях примата силы над правом, расширения НАТО и новой гонки вооружений, включая развёртывание систем ПРО и космических вооружений. Большинство негативных прогнозов оправдались.
Темой Мюнхенских конференций неоднократно становилась Украина.
В 2009 году на конференции выступила премьер-министр Юлия Тимошенко, говорившая о вопросах энергетической безопасности. Она призывала: «Не забывайте о том, что Украина — прекрасная транзитная страна, и сегодня ставить вопрос об обхождении Украины какими‑то альтернативными газопроводами — это безумная идея». Однако острая фаза газового кризиса завершилась только 20 января и Европа уже убедилась в недоговороспособности «проевропейского» руководства Виктора Ющенко. Желающих ставить газовые поставки под вопрос из-за русофобской политики украинских властей не было уже тогда.
На конференции 2014 года основной темой (по версии немецкой «Википедии») было противостояние между властью и оппозицией в Киеве (в феврале как раз дело двигалось к развязке), а в 2015 году — конфликт на востоке Украины (как раз подписывались Минские соглашения).
Пётр Порошенко уже четырежды выступал на Мюнхенских конференциях, сопровождая их театральными актами — демонстрацией то паспортов российских добровольцев, то остатков повреждённого взрывом мины автобуса.
В 2015 году Порошенко обещал заключить в ближайшие дни и часы соглашение о прекращении огня и просил у Запада оружия (видимо, для того, чтобы продолжать «соблюдать» перемирие).
В 2016 году — предостерегал от возможности сотрудничества с Россией, пока она проводит агрессивную политику.
В 2017 году — говорил о «сохранении трансатлантического единства», продолжении санкций против России и необходимости ЕС быть более «открытым и всеохватывающим» по отношению к Украине.
В 2018 году он выступил с ещё более резко антироссийской речью, в которой призывал мир объединиться против российской «гибридной агрессии».
На нынешней конференции он обещает представить доказательства вмешательства России в выборы (не только украинские, которые еще не начались, но и вообще).
В ходе последней конференции велись переговоры относительно формата миротворческой миссии ООН на Украине, но окончились они ничем. Ожидавшиеся же переговоры в нормандском формате просто не состоялись.
Конференция 2019 года во многом обещает быть иллюстрацией тупикового состояния международного положения (о чём говорится в уже опубликованном докладе Ишингера). После конференции 2017 года ни одна из обсуждавшихся моделей мирового порядка так и не была принята. Никто из руководителей сверхдержав присутствовать не намерен. Заключение каких-то важных соглашений не предполагается.
Собственно, нечего сказать и Петру Порошенко — по сравнению с прошлым годом ситуация на Донбассе изменилась только в том смысле, что уже в апреле Украина вполне может получить нового президента. Каких-то признаков наличия консенсуса по украинскому вопросу между РФ, ЕС и США нет. Поэтому выступление Порошенко будет, скорее всего, чисто предвыборным, а значит, и ожидать от него каких-то новых инициатив не следует.