В последнее время обоснованно говорят о предстоящем коллапсе украинской экономики. Чтобы оценить, сколько ещё может экономически продержаться нынешний режим на Украине, есть смысл посмотреть прежде всего на три группы показателей.
Первая включает платёжный баланс страны в целом и состояние международных валютных резервов (в ведении НБУ). Вторая группа показателей имеет отношение к наполнению государственного, местных и квазигосударственных бюджетов для финансирования необходимых расходов (в случае нынешней Украины не только необходимых). Третья группа показателей относится к обеспечению критическими для существования народного хозяйства товарами (сейчас прежде всего природным газом и тепловыделяющими элементами для атомных электростанций).
Начнём с первой группы показателей: платёжного баланса и международных резервов. Показатели этой группы могут указать на наиболее вероятное изменение курса гривны, а также возможности властей найти валюту для критически важных платежей, например, Нафтогаза Газпрому или для расчётов с МВФ и выплат по валютным облигациям.
Сразу о гривне: текущий её курс (около 12 за доллар) не может поддерживаться достаточно долго. Этот курс держится на четырёх китах:
- неплатежах Газпрому (5,3 млрд. долл.) плюс отсутствие покупок газа на протяжении уже шести недель
- нерыночных кредитах Кабинету Министров и Национальному банку от западных финансовых структур
- резкого падения импорта, в том числе, из-за падения платёжеспособности населения и резкого уменьшения импорта со стороны промышленных предприятий
- относительной (пока) умеренности украинских властей в денежной эмиссии
Резкие изменения на валютном рынке в эти дни ещё раз подтверждают невозможность долгосрочно удерживать курс гривны на нынешнем уровне.
Несмотря на то, что гривна фундаментально переоценена и логично ожидать её значительного падения, прогнозировать изменение курса гривны в ближайшие месяцы было бы непрофессионально.
Это относится и к другим экономическим показателям. Слишком много непредсказуемых факторов, которые будут появляться в ближайшее время.
О валютных резервах: они опять «падают вниз стремительным домкратом». Потенциал ускорения «стремительного домкрата» настолько велик, что МВФ согласился разрешить украинским властям более быстрое уменьшение резервов: по скорректированной программе предел их уменьшения по сравнению с изначальной программой будет увеличен на 3,4 млрд. долл. до конца 2015 года. На 30 июня международные резервы составили 17,1 млрд. долл. (против 17,9 млрд. долл. 31 мая).
Ожидается к получению в конце августа (сейчас под вопросом) транш от МВФ в размере 1,4 млрд. долл. Но он, вероятно, пойдёт на погашение гарантированных Кабинетом министров облигации Нафтогаза на сумму 1,6 млрд. долл. в конце сентября. Должностные лица Нафтогаза уверяют, что эти облигации не будут реструктуризироваться, а будут погашены.
Кроме этого, Кабинет министров и Национальный банк должны в этом году делать выплаты Международному валютному фонду и держателям валютных облигаций как внутри страны, так и за рубежом. Общая сумма выплат составит более 1,5 млрд. долл. Что касается российского газа, он, похоже, не будет закупаться Нафтогазом до самого последнего момента.
Динамику платёжного баланса Украины можно проиллюстрировать следующей диаграммой.
Видно, что при «антинародном режиме Януковича» деньги в страну притекали (красные столбики). С началом «революции достоинства» приток по счёту операций с капиталом и финансовых операций сменился на отток. Нерыночные кредиты правительству и Нацбанку в мае (на сумму около 5 млрд. долл.) и в июне (около 1 млрд. долл.) лишь искусственно скрывают безрадостную ситуацию с оттоком капиталов. Синие столбики на диаграмме отображают преимущественно разность между экспортом и импортом.
К сожалению, не приходится рассчитывать на увеличение экспорта для улучшения платёжного баланса: предприятия-экспортёры и инфраструктура на востоке бывшей УССР уничтожаются, людей убивают и сгоняют с мест, разрушаются хозяйственные связи по всей бывшей УССР.
Учитывая недостаток денег в украинской казне на проведение карательных операций, да и просто на функционирование остатков государства, власти в Киеве могут пойти на фактическое печатание денег. Это усилит давление на гривну и, скорее всего, с некоторым запозданием и растратой валютных резервов, вызовет следующую крупную девальвацию. Валюты в украинских резервах к этому времени может стать недостаточно для платежей Газпрому. Полагаю, украинский газовый вопрос будет решаться не через прямолинейную жёсткую экономию, а совершенно неожиданным для многих путём.