А что мешало раньше: почему СВО начали только в 2022 году - 20.02.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

А что мешало раньше: почему СВО начали только в 2022 году

© Пресс-служба Минобороны РФ / Перейти в фотобанкРабота расчетов РСЗО "Град" в ходе специальной военной операции на Украине
Работа расчетов РСЗО Град в ходе специальной военной операции на Украине
Читать в
15 февраля президент Путин в интервью журналисту Павлу Зарубину выразил сожаление, что Москва не начала активных действий на Украине раньше, полагая, "что мы имеем дело с порядочными людьми". 18 февраля президент повторил данный тезис
Очевидно, что для президента решение о начале СВО и тот путь, по которому она пошла в силу объективных причин — нежелания Запада идти на какие-либо уступки России вместе с отчаянным желанием киевской власти воевать — было тяжёлым выбором, которого президент всячески пытался избежать.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, однако повторяемые президентом из раза в раз мысли всё же могут стать предметом для отдельного размышления на тему "А что мешало начать СВО раньше".
Договоры не должны соблюдаться
Договоры должны соблюдаться — Pacta sunt servanda — так звучит краеугольный принцип гражданского и международного права. Но период с 2014 по 2022 годы показал, что договоры не обязательно соблюдаются, а вера в обязательность их исполнения — не более чем инерция мышления как склонность к сохранению уже имеющихся представлений и нежелание их пересматривать.
Примеров такой инерции мышления представителей отечественной высшей бюрократии масса.
В 2014-2016 годах премьер-министр Медведев часто призывал США и ЕС отметить антироссийские санкции, отмечая их неправомерность. Такие призывы были вполне естественны для Дмитрия Медведева. Он закончил юрфак Ленинградского госуниверситета (ЛГУ) и аспирантуру альма-матер, преподавал гражданское и римское право, долгие годы имел реноме либерала и любителя гаджетов.
Сейчас Дмитрий Медведев часто размышляет о применении ядерного оружия, лично пишет несвойственные для политика посты, не подбирая выражений, а также является первым заместителем председателя Военно-промышленной Комиссии РФ, отвечая за весь ОПК России.
Иван Лизан - РИА Новости, 1920, 08.10.2021
Иван Лизан: кто онПолитэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050
Президент Путин не первый раз сетует на непорядочность глав Франции и Германии. Владимир Владимирович не только окончил юрфак ЛГУ, но ещё и убеждённый сторонник законности и юридических процедур по вопросам гражданства и уголовной ответственности до референдумов о внесении изменений в конституцию и пространственного расширения России. Не зря президент из года в год повторят тезис о необходимости укрепления правопорядка.
И каждый раз политики, убеждённые в том, что договоры должны соблюдаться, а за свои слова необходимо отвечать, сталкивались с тем, что отвечать за слова и соблюдать договоры должна только Россия. И, в принципе, что-либо должна исключительно Россия, тогда как Киеву можно всё: перекрыть воду в Крым, отрезать в разгар зимы газ Донецку, обесточить Луганск и так до бесконечности.
Когда Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич осознали нежелание Киева и его покровителей выполнять Минские соглашения — неясно. Но сделать что-либо с этим смогли лишь в 2022 году — до того действовали привычные для дипломатии процедуры.
В клочья/не в клочья
Не меньшая инерция мышления была и у других представителей отечественной гранд-бюрократии. В 2023 году издание Politico назвало Эльвиру Набиуллину разрушителем года за то, что ЦБ под её управлением справился с удержанием экономики России на плаву. А Bloomberg назвало экс-главу Минэкономразвития (а ныне советника президента Путина) Максима Орешкина автором идеи о продаже газа за рубли.
Но в 2013 году Набиуллину считали (а многие и до сих пор считают) врагом России и агентом либералов, которая не позволяет печатать деньги и раздавать их всем нуждающимся отраслям экономики, обеспечивая России стремительный экономический рост. Максим Орешкин в 2013-2015 годах возглавлял департамент долгосрочного планирования Минфина России, а затем стал замглавы Минфина.
Президент РФ В. Путин ответил на вопросы журналиста П. Зарубина
Взрывы, сожаление Путина. Главное на Украине на утро 15 февраляВ разных регионах Украины прозвучали взрывы. Президент России Владимир Путин рассказал, о чём сожалеет касательно спецоперации
Главный экономический вопрос 2014-2016 годов — порвут санкции российскую экономику в клочья или не порвут. США были уверены в том, что порвут, и Россия окажется страной-бензоколонкой с ядерным оружием, а у отечественных чиновников уверенности в том, что экономика выдержит, не было.
И тому было две причины.
Во-первых, Россию к тому моменту никто так не обкладывал санкциями. Во-вторых, в 2014 году мировые цены на нефть достигли пика в 113,71 доллара за баррель 19 июня, чтобы к 13 января 2015 года рухнуть до 45,13 доллара за бочку. 2014-2015 годы — это вам не 2022 год с рекордными доходами от продажи нефти и газа.
Присоединение Крыма совпало с обрушением цен на энергетические товары, обеспечивающие львиную долю поступлений в федеральный бюджет. В 2016 году, когда Дмитрий Медведев произнёс ставшую мемом фразу: "Денег нет, но вы держитесь", дефицит федерального бюджета пробил отметку в 2,9 трлн рублей — больше, чем дыра 2009 года с его недостачей в 2,3 трлн рублей. Денег и правда не было, неясно было, удастся ли продержаться.
Но правительство удержалось само и удержало страну. Мало того, бюрократия раз за разом осваивала нетрадиционные для себя инструменты управления экономикой и развития её отдельных отраслей.
· Массовый перевод платежей в безнал вместе с обладавшим опытом работы в IT главой ФНС Михаилом Мишустиным позволил цифровизовать налоговую службу. ФНС стала не просто собирать налоги, но и создавать продвинутую систему налоговых вычетов, позволявших поддерживать экономику в условиях снижения таможенных пошлин (обязательство при вступлении в ВТО). Именно вокруг налогового вычета — возврата суммы уплаченного налога или его части при выполнении определённых условий — вращаются налоговые манёвры в нефтянке, газохимии, IT, виноградарстве и виноделии, также механизм по стимулированию судостроения через перераспределение квот на вылов рыбы и краба.
· Цифровизовав и "обелив" денежные потоки власти решили "обелить" и товарные рынки. Так возникли системы ЕГАИС для контроля за оборотом алкогольной продукции, древесины и меха, системы "Меркурий" (ветеринарный контроль), ФГИС "Зерно". Венец цифровизации товарных рынков — система маркировки кодами Data Matrix"Честный знак". Каждая из этих систем позволяет бюрократии лучше понимать ситуацию на рынках, контролировать оборот товаров и бороться с уклонением от уплаты налогов.
· Из введённого в 2009 году для импортных автомобилей утилизационного сбора под давлением иска ЕС в ВТО родился инструмент развития автопрома. Изначально сбор уплачивали только при импорте автомобилей, но его пришлось распространить на автосборочные предприятия в России, но последний сбор компенсировали субсидиями, которые увязали с глубиной локализации автомобилей. Так у властей появился рычаг влияния на автоконцерны, с которыми стали заключать ещё и специальные инвестиционные контракты.
Эти инструменты появились не сразу и не сразу бюрократия научилась ими пользоваться. Но к началу 2022 года она их освоила, а кризисы между 2014 и 2022 годами — бюджетный и ковидный — научили её управлять экономикой значительно лучше, чем она это делала к 2014 году.
Майдан/не майдан
Другой проблемой бюрократии во второй половине десятых был майдан. Ортодоксальные левые считали, что власть Путина свергнут восставшие олигархи в ходе "дворцового госпереворота", либералы уверовали, что экономика страны будет разорвана в клочья, а власть сметут рассерженные горожане.
Рассерженных горожан хватало, хотя многих из них власть породила собственноручно.
В 2018 году пришлось повысить пенсионный возраст, что стало событием номер один для общества и в 2018, и в 2019 годах. Впоследствии власть осознала, что социалку лучше не резать, а добавлять, успокаивая общество и лишая любителей размышлять о классовой борьбе козырей при ведении пропаганды. Так власть научилась успокаивать "глубинную" Россию, а чтобы успокоительное не закончилось досрочно — создали адресную систему социальной помощи.
К России столичной применили другой подход.
· Крупный капитал — бизнесменов из списка Forbes — приручили и удалили из политики ещё в начале нулевых, а с 2014 года всячески стимулировали уходить из офшоров под угрозой прекращения господдержки в случае наличия работы с государством через офшорные компании.
· Рьяно верующих в либеральную идею журналистов и общественников вносили в списки иноагентов, закрывая либеральные редакции, ставшие ненужными после ссоры с Западом.
· Рьяно критикующих Россию и её власть СМИ — промаркировали как иноагентов, а заодно научились блокировать.
· Особо вредные НКО признали нежелательными, выкорчёвывая структуры американского влияния, а просто вредные клеймили статусом иноагента.
· Протесты в Минске и в поддержку усопшего Алексея Навального* в 2021 году показали необходимость контроля за рубильником Интернета, который создавали ещё с 2019 года по закону "о суверенном интернете".
· Чиновникам постепенно задали новый формат взаимоотношений: отказ от иностранного гражданства и собственности, декларирование доходов с последующими проверками Генпрокуратурой, расширенные основания для увольнения, а также расширение "скамьи запасных" через кадровые школы, организованные Сергеем Кириенко (школа губернаторов).
· Нашлась управа и на артистов: государство стало выдавать деньги через Фонд кино и Институт развития интернета (ИРИ), а бунтарям типа Павла Деревянко, проникшимся сочувствием к покойному Навальному*, грозил пальцем и раскрытием доходов режиссёр Никита Михалков.
Так шаг за шагом власть снижала масштаб внутренней угрозы: бизнесменов приручили, а тех, кто вёл себя не по правилам и не по понятиям, посадили (братья Магомедовы), особо проворовавшихся чиновников упекли за решётку (отец и сын Арашуковы, экс-глава Минфина Улюкаев), несистемную оппозицию и либеральную журналистику помножили на ноль, а левых изгнали в электоральное гетто грамотной социальной политикой.
Но и для этого понадобилось время.
  - РИА Новости, 1920, 17.02.2024
"Это не тупик, это подготовка к краху". Украинские эксперты откровенно и с тревогой о ситуации в стране В украинском экспертном сообществе, а оно не ограничено границами контролируемой киевском режимом территории, обсуждают, реально ли в настоящее время проведение переговоров о перемирии, кто мог бы их вести, чего ожидать, если перемирия не будет и вообще — как дошли до жизни такой.
Нерешаемое решаемо
Не меньшие перемены в 2014-2022 годах произошли в мировой экономике и международных отношениях.
В 2014 году Россия с Крымом выглядела безумным бунтарём против системы — в рамках миропорядка, основанного на правилах, границы перекраивать могли только США. Поэтому даже китайские товарищи тогда считали действия России опрометчивыми.
Но к 2022 году:
· мировая экономика фрагментировалась под давлением санкций и коронавируса, ускорившего процесс экономической регионализации, а доля Запада в мировой экономике сократилась;
· США и ЕС напечатали столько денег, что разогнали цены на сырьевые товары, а ЕС так увлёкся "зелёной" энергетикой и третьим энергопакетом, что вверг себя в энергокризис;
· КНР всерьёз столкнулась с американскими санкциями и там осознали, что Китай будет следующим после России вне зависимости от партийной принадлежности старика Байдена в Белом доме;
· концепция золотовалютных резервов получила пробоину ниже ватерлинии, евро как резервная валюта умерла, а частная собственность оказалась прикосновенной;
· США и ЕС попытались выбросить Россию с мирового рынка нефти, что не понравилось другим странам ОПЕК (особенно Саудовской Аравии);
· Азербайджан провёл две успешных карабахских войны, в итоге упразднив мятежную и никем не признанную республику, показав, что нерешаемые мирным путём проблемы могут быть решены силой.
В общем, к 2022 году недопустимое стало вполне приемлемым. Оказалось, что конфликты вполне успешно решаются силой и в её применении нет ничего зазорного, Запад не всесилен, а у Востока и Юга есть свои интересы. Да и вообще тема Украины интересна лишь Западу, а его лицемерные причитания не более чем фоновый шум, но никак не то, во что следует вслушиваться.
***
По большому счёту упражнения в альтернативной истории по теме "Что было бы, если бы Россия начала СВО в 2014 году" можно свести к развилке с санкциями. Если бы Запад их ввёл в том виде, что и в 2022 году, Россия коллапсировала, и никто ей не смог бы помочь — Индии было бы всё равно, а Китай остался бы безучастным. Но Запад не был готов вводить санкции, а элиты России не были готовы внести западных политиков в списки недоговороспособных, а украинских — в реестр мразей, с которыми и разговаривать в принципе не о чем.
Как оно могло быть, мы не узнаем, а сама альтернативная история останется уделом профильных специалистов — писателей-фантастов.
8 лет после 2014 года Россия прожила в мире, готовясь к войне, а годы этого мира были оплачены жизнями и здоровьем жителей ЛНР и ДНР, о которых мы должны всегда помнить.
*Алексей Навальный включен в список террористов и экстремистов.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала