Это необходимо для внедрения рынка электричества, при котором нынешние регуляторы перестанут существовать. Ведь рынок, начавший функционировать в июле 2019 года, не должен быть управляем. По заявлениям чиновников, конкуренция, наоборот, должна способствовать снижению цен.
Отменить социальную ставку
Все это должно случиться после отмены перекрестного субсидирования. Сейчас 90% электричества для поставки населению у государственных «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» по фиксированной цене закупают компании, продающие его бытовым потребителям по социальной цене в рамках спецобязательств. Компенсирует разницу между закупочной и отпускной ценой — по подсчетам экспертов, это 40 млрд гривен (больше 100 млрд рублей) плюс 20 млрд от зеленой энергетики — госкомпания «Укрэнерго», заложив ее в свой базовый тариф.
Цена на электричество, производимое «Энергоатомом» и «Укргидроэнерго», регулируется соответствующим постановлением Кабмина, в котором на эти компании возложены спецобязательства.
Справка: «Укрэнерго» — энергетическая компания с функциями оперативно-технологического управления Объединенной энергосистемой Украины (ОЭС) и передачи электроэнергии магистральными электросетями от генерации до региональных электросетей, энергоснабжающих компаний (облэнерго).
Будет цена, будет инфляция
Нюансы работы рынка э/э чуть более года назад изданию Украина.ру подробно рассказали профильные эксперты Юрий Корольчук и Дмитрий Марунич. Их доклад включает в себя причины и следствия роста тарифов на электричество для граждан. Так, для категории малой промышленности и бизнеса, к которым приравнивается население, рост тарифов составит 28-32%. Это потянет за собой рост цен на все примерно в 3 раза, так как поставщики услуг и производители заложат расходы в свои цены и тарифы.
На повышение цен сыграет как раз отмена перекрестного субсидирования, необходимая населению, но болезненная для промпотребителей. Это признал новый глава Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Валерий Тарасюк.
«Другого пути, чем выровнять цены для населения и для промышленности, в долгосрочной и даже в среднесрочной перспективе не существует… Мы (население. — Ред.) платим низкий тариф, за нас его платит хлебозавод, закладывает цену в хлеб, мы покупаем хлеб по завышенной цене, а хлебозавод еще и теряет конкурентоспособность — и это цепная реакция», — разъяснил он.
Впрочем, уже в течение первого месяца вся электроэнергия на рынке на сутки вперед (РСВ) продается по ценам, близким к максимальным, и при этом нарастает дефицит для удовлетворения заявок покупателей. Обо всех перипетиях на рынке рассказал в августе отраслевой эксперт.
Справка: Специфика рынка э/э предполагает внутрисуточный рынок, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг. Все они будут функционировать на базе двусторонних биржевых договоров, которые станет регистрировать ГК «Укрэнерго».
Единых правил для всех нет
Чтобы снизить цены на электричество, снятия социальных спецобязательств с производителей и поставщиков ресурса недостаточно. Ведь на рынке продолжается не только перекрестное субсидирование и накопление долгов населением и предприятиями. Ожидается еще банкротство некоторых компаний, что выполняют роль поставщика последней надежды, и тех, кто пытается за свой счет решить все проблемы на рынке.
Такой ситуацию видит директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«Здесь правила далеко не одни для всех, а структура цен на одни и те же товары мало кому известна. Цены же определяются экономической обоснованностью, которая формируется участниками рынка. Но не учитывается, что эти цены неподъемны для большинства потребителей Украины», — сообщил эксперт.
Исходя из этого, он сделал вывод: рынок электроэнергии нужен, однако начинать необходимо не с увеличения цен на ресурс, а с создания условий для открытой и прозрачной конкуренции на этом рынке. А также создания единых правил игры для всех видов генерации энергии — от атомной энергетики до солнечной и ветряной.
«Рынок должен быть создан после решения долговой проблемы и перекрестного субсидирования. Пока же любые действия будут усугублять проблему и сжимать ценовую пружину. А снятие соответствующих ограничений приведет к росту цен для населения где-то в два раза», — резюмировал Рябцев.
Почему мы не повысим зарплаты и пенсии
Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко отметил, что 90% электроэнергии продается ниже себестоимости по фиксированной цене в рамках спецобязательств (что, в свою очередь, не отвечает рыночным условиям). А гидроэнергетика и зеленая энергетика дает 10%. И только за счет этих двух источников держится рынок. Продажа э/э «Центрэнерго» по заниженному тарифу (от прайс-кэпа, установленного НКРЭКУ) для ферросплавных заводов загоняют в убытки тепловую генерацию. Накопленные долги составили 1,5 млрд грн (эффект войны между олигархами Игорем Коломойским и Ринатом Ахметовым. — Ред.).
Но без спецобязательств, снова подчеркнул Кучеренко, неизбежен рост цен на э/э как для промышленности, так и для домохозяйств.
«Мы не можем сказать, что повысим завтра зарплаты бюджетникам и пенсиям. Так как нет социальной нормы и социальной цены для пенсионеров и малоимущих. Но зажиточные люди должны оплачивать счета по полной программе. Это был бы справедливый механизм. Но для него нужен справедливый учет, ежесуточная балансировка. Коррупция — это отсутствие учета и прозрачности», — уверен экс-министр.
Когда он заработает по-настоящему
Кучеренко убеждён, что рынок будет оставаться нерабочим до тех пор, пока не будут четко определены функции государственного регулирования и антимонопольного законодательства, а также роль НКРЭКУ в этом процессе.
В Европе цены на электроэнергию обычно выше для населения, чем для промышленности. И касается это почти всех энерготоваров. Но в энергетической отрасли Украины далеко не все отвечает европейским условиям. Чтобы вводить рынок электроэнергии по нормам Евросоюза, государству необходимо решить ряд важных проблем в этой области.
«Процесс увеличения цен — объективный. Он начинался тогда, когда формировались новые правила энергорынка в любом восточно-европейском государстве. И только затем, когда образовывался конкурентный рынок, речь шла о снижении цен и повышении качества предоставляемых услуг», — сказал Рябцев.
Важным в этой связи остается вопрос возобновленных закупок электроэнергии за рубежом по двусторонним договорам по закону, принятому 18 сентября. Вроде как из Белоруссии, но на самом деле из России. С 1 октября компания, связываемая с Коломойским, начала закупки электроэнергии из России (впервые с 2015 года). За первую половину октября импорт электроэнергии из России вырос почти в два раза.
«Я знаю одно: когда попал в яму — не копай глубже. А она углубилась с поправками г-на (председателя комитета ВР по энергетике и ЖКХ Андрея) Геруса. Это преступление. С наглым нарушением регламента Верховной Рады были приняты эти правки. Они открыли импорт российской электроэнергии. Она не рыночная, и именно поэтому ее закупка по прямым договорам была запрещена предыдущим законом о рынке электроэнергии», — утверждает Алексей Кучеренко.
По его мнению, не может быть такого, что Россия торгует избытками дешевой электроэнергии. Но в то же время эта демпинговая цена на «российско-белорусскую энергию», как выразился экс-министр, вытесняет отечественную тепловую и ядерную генерацию.
«Начали на уровне диспетчерских команд отключать нашу генерацию. Пострадал в первую очередь ветер (ветроэнергетика. — Ред.). Но они точно так же ограничивают как ядерную, так и тепловую генерацию. В результате этого мы, потребители, платим дважды — как за российскую, так и за то, что ее не берут в наш рынок. Так гласит закон», — пояснил эксперт.
Работа на развал
По его словам, Андрей Герус готовит новые законодательные инициативы по внедрению механизмов прайс-кэпов — возможности НКРЭКУ в ручном режиме регулировать как частную («ДТЭК»), так и государственную тепловую генерацию энергетики («Центрэнерго»), загоняя ее таким образом в долги. К примеру, «Центрэнерго» начала закупку российского угля у украинской компании, считающейся связанной с Коломойским же, по 2500 грн за тонну (по схеме «Роттердам +» — 1740 грн/т). А выработанную электроэнергию компания продает в энергоемкую ферросплавную отрасль по заниженному тарифу (1,3 грн кВт/ч при себестоимости 1,9 грн кВт/ч).
В то же время снижение цены на электроэнергию на 15% произошла не благодаря рынку, как о том заявляет Герус, а вопреки ему.
Алексей Кучеренко поясняет, что к снижению подтолкнули: теплые температуры воздуха относительно средних в этот период (на 4 градуса по Цельсию больше); начало работы отремонтированного блока «Энергоатома», владеющего четырьмя АЭС, что образовало переизбыток электроэнергии; остановка нескольких мощных предприятий-потребителей, в частности, временное закрытие металлургического завода в Камянском; демпинг «Центрэнерго» по прямым договорам и на сутки вперед в убыток себе.
«А мы это почувствовали на себе? Может, цена на воду или на проезд в электротранспорте уменьшилась? Я не видел такого. Если все это делается ради пяти-шести металлургических предприятий, тогда о рынке и речи быть не может», — заключил аналитик.