- Константин! Многих в России, да и на Украине тревожит тот факт, что «Правый сектор» (ПС) Дмитрия Яроша не стал разоружаться, а вместо этого создают «штурмовые отряды». Что это такое, неужели, как в Германии в 30-ые годы, только не в Берлине, а в Киеве появятся на Крещатике и Прорезной штурмовики-националисты?
— Я думаю, причин для особого беспокойства пока нет. Просто с «Правым сектором» украинской власти, во многом обязанной членам этой организации тем, что она смогла занять властные кабинеты, надо что-то делать. С одной стороны, наличие по сути нерегулируемых государством гражданских людей с оружием, конечно, вызывает у самой власти беспокойство. Это так. Но с другой, вряд ли власть допустит серьезные беспорядки и в столице, и в других городах Украины со стороны ПС или других полувоенных формирований. У власти достаточно ресурсов, во всяком случае, сегодня, чтобы предотвратить серьезные беспорядки. Кроме того, надо честно сказать, что сегодня, опять же пока, центральная власть Украины не испытывает особо сильного давления со стороны «Правого сектора», других добровольческих батальонов. Да, то, что есть люди с оружием, которые самоорганизовываются, это, конечно, плохо. Но не фатально.
- Но ведь «Правый сектор» — это не просто люди с оружием, это политическая партия. То есть она претендует на определенное место в политическом поле Украины. И, при том это политическая партия, у которой в руках есть реальное оружие…
— Да, это так, в этом смысле определенные проблемы с ПС могут возникать. Но, опять же, не столь существенные, как принято об этом говорить. «Правый сектор» — партия достаточно маргинальная, она не представляет на электоральном поле серьезной угрозы для остальных, куда более крупных политических игроков. Кроме того, сейчас власть пытается и находит пути нейтрализации лидера ПС Дмитрия Яроша. Ему предложили должность советника начальника штаба Вооруженных сил Украины. Он согласился и в этом смысле в политическом поле более не представляет опасности для политических элит Украины. Вспомните, как триумфально гремел на всю Украину Олег Тягнибок… И где он? Понимаете, при всем радикализме украинского электората, он, тем не менее, достаточно прагматичен и консервативен и поэтому радикалы не представляют угрозы для политических элит страны.
- Между тем, как мы знаем, из «Правого сектора» будут созданы штурмовые батальоны. А разве они — не угроза гражданскому обществу?
— Нет. Они вполне управляемы. За Ярошем, за ПС, а теперь и за штурмовиками стоят вполне зрелые и консервативные люди, так же, как и за Ляшко, например. Все это знают, но никто особо об этом не говорит. Эти зрелые, консервативно настроенные люди имеют далеко идущие планы и ПС — только инструмент решения этих стратегических задач. Нет, реальной угрозы для власти, для политикума Украины они не представляют. Побузят, пошумят и не более того.
- Создание штурмовых батальонов, как мне кажется, существенный шаг в сторону, если не назад от выполнения соглашений, подписанных Петром Порошенко вместе с главами России, Франции и Германии в Минске. Получается, Минские соглашения не выполняются?
— По сути, подписывая Минские соглашения, все стороны понимали, что их подписание будет, мягко говоря, затруднено. Не все вопросы так же легко решить, как подписать. Например, вопрос о разоружении по обе стороны границы — что на Донбассе, что на Украине… Правый сектор разоружаться не хочет, да и «атаманщина» в Донбассе тоже, та самая атаманщина, которой власти Донецка и Луганска не указ. Проблем хватает у всех, и с той и с другой стороны. По большому счету Минские соглашения — это такой протокол о намерениях, это некий ориентир, к которому надо стремиться.
Что касается штурмовиков… Ну, мы знаем, что произошло с их предшественниками (больше по названию, чем по сути — К.Б.) в Германии в 1934-ом году. Их вырезали. Не думаю, что здесь будет нечто такое же, но штурмовики Яроша — это не угроза Украине.
На самом деле куда более серьезная, более масштабная проблема для Украины — это разработка новой Конституции. Вот здесь, действительно, масса проблем. Помимо того, что — это один из важных пунктов политической части Минских соглашений, кроме того это — и важнейшая проблема для Украины.
- Да, сегодня известно как минимум о трех вариантах будущей Конституции — вариант, который под крылом администрации президента готовит конституционная комиссия, второй вариант — Оппозиционного блока и третий, о котором мало, что известно, но понятны его основные доктрины — который готовят в непризнанных республиках — ДНР и ЛНР… При этом предложения последних понятны — предоставить в Конституции Украины особый статус этим регионам с обязательным сохранением прямых связей (прежде всего экономических) с Россией, наличие второго государственного русского языка, право формирования своего бюджета… Но и, конечно, помимо всего прочего — обеспечение гарантий свободы руководителям, участникам сопротивления в случае вхождения этих регионов в состав Украины. Предложение же Оппозиционного блока (ОБ) — о предоставлении точно таких же прав всем остальным регионам, мне кажется абсурдным, направленным вообще на срыв конституционного процесса…
— Нет, это не так. На самом деле предложение Оппозиционного блока вполне логичное. Да, надо предоставить максимальную свободу регионам, и финансовую и политическую. В Украине сформировались региональные элиты, фактически управляющие отдельными регионами. Вот пусть они и формируют власть на этом уровне, пусть выдвигают тех, кто подлинно будет отвечать за все в регионах, то есть областях. При этом надо отдать туда, в регионы, и бюджетообразование и сбор налогов. За Киевом надо оставить только основные центральные функции: вопросы внешней политики и международных отношений, вооруженные силы и некоторые другие… Это позволит избежать тех перекосов и конфликтов в жизни страны, которые мы видим в последнее время.
- Но ведь это развалит Украину на 26 или 28 маленьких украин… Этого видимо и опасается Киев…
— Нет, Киев опасается совсем другого — потерять ту власть, ради которой вся эта команда пришла в нее. Боится, что окажется без вкусной вещи — дележки бюджетного пирога.
Да, на каком-то этапе начнется «разбегание» по сторонам, друг от друга. Но долго это не продлится. В основе же — народнохозяйственный комплекс, взаимоувязанная экономика. Разбежавшись, потом начнут снова собираться. Это неизбежно. А то, что страна «разойдётся» в начале пути — не страшно, может быть даже полезно — при собирании земель вновь будут более полно учитываться особенности каждого региона.
- Но вряд ли нынешняя Верховная Рада согласится с таким разделом полномочий, а потом и страны…
— Да, это так. Но я считаю, и так думают многие политики, эксперты, что необходимо распустить нынешнюю Раду, назначить новые выборы — на осень. Нынешний состав Верховной Рады не отвечает состоянию политических и экономических дел в стране. Она формировалась при других условиях и обстоятельствах и сейчас стала неработоспособной. Поэтому перевыборы, под каким бы предлогом они не состоялись, неизбежны, они нужны, чтобы усовершенствовать Конституцию, разобраться с экономикой, навести порядок в стране. Кстати, одним из предлогов роспуска Верховной Рады может быть распад правящей коалиции, который формально еще не объявлен, а практически начался.
- Мы говорим о политике, которая тесно связано с экономикой, реприватизацией, которая началась в стране. Вообще идет борьба олигархов за собственностью, за контроль над государственными корпорациями… Например, истории с Коломойским, Фирташем, который, хотя и находится за границей, продолжает контролировать целые отрасли промышленности Украины…
— Сначала о Коломойском. Что касается якобы потерянного им контроля над «Укртранснафтой»… Ну, это скорее выглядит как обмен или даже выкуп. Да, Коломойский теперь не контролирует эту госкорпорацию, но зато его «Приват-банк» получил несколько миллиардов кредита от Нацбанка Украины для выхода из кризиса и сохранения его частного банка.
С Фирташем сложнее. Да его активы крайне привлекательны. Например, продукция предприятий химической промышленности, принадлежащих Фирташу, чуть ли не единственная в Украине, которая сертифицирована в Европе и отвечает стандартам ЕС, то есть спокойно может продаваться на Западе. Но главное не это. Несколько недель назад австрийский суд снял с него обвинения, которые ему предъявлялись ранее и в результате чего он находился в Вене под домашним арестом. В последних числах апреля австрийский суд рассмотрит заявление американской Фемиды об экстрадиции Фирташа. Вряд ли суд, оправдавший Фирташа по всем статьям, согласится выдать его США. Да, это маловероятно… А что дальше? А дальше — возвращение Фирташа, не только физически, но и политически в Украину. То есть на Украине появится новый для последнего года политический игрок. При том, игрок — мощный, целеустремленный, с большими финансовыми и организационными ресурсами. Это может сильно изменить внутриполитический расклад в Украине. Опасаясь этого, другие олигархи, другие политические игроки и затеяли возню вокруг принадлежащих Фирташу предприятий и медиактивов, чтобы затруднить его возвращение в политическое пространство страны, забрать, отнять, переформатировать его медиаресурсы, чтобы тем самым и ослабить его влияние на политический расклад. Что из этого получится и получится ли вообще, увидим скоро, в ближайшие недели.
«Правый сектор» — украинская националистическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда РФ от 17 ноября 2014 года. Против руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша весной 2014 году возбуждены уголовные дела Следственным комитетом России, Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу и Прокуратурой Автономной республики Крым. 12 марта 2014 года Дмитрий Ярош приговорен к заочному аресту Басманным районным судом города Москвы. 25 июля 2014 года — Ярош объявлен в международный розыск по линии Интерпола.