Сегодня в Киеве, в соответствии с Указом президента Петра Порошенко, начинает работать Конституционная комиссия, которая должна подготовить и внести на рассмотрение главы государства, а также Верховной Рады предложения по изменению некоторых статей Основного закона страны. С нашей точки зрения, это — одно из важнейших политических событий в жизни страны. Конституционные изменения, в зависимости от того, что выберут из предложенного Петр Порошенко, а потом украинский парламент, могут фактически остановить гражданскую войну на востоке страны и придать в целом новый импульс всей украинской государственности, а могут, наоборот, усугубить имеющиеся противоречия, загнать проблемы вглубь и привести к дальнейшей эскалации напряжения. В любом случае, очевидно, что так как есть, оставить уже не предоставляется возможным. Хотя нынешнее неопределенное состояние Основного закона Украины для многих в Киеве, и прежде всего на Банковской, является вполне комфортным.

Украинская парадигма

Вообще история взаимоотношений президентов Украины со своей Конституцией полна интриг повторов. Прежде всего, обращаясь в прошлое, отметим, что все без исключения главы государств меняли Основной закон под себя, нарушали его, пытались обходить основные статьи и т.д. Например, Леонид Кучма, уже готовясь к передаче власти, провел через парламент изменения в Конституции, а вернее принятие Конституции 2004-го года, в которой президентская республика превращалась в президентско-парламентскую. Ющенко, спустя пару лет (2007 год — ред.), в нарушение Конституции, просто взял и распустил парламент, а пытавшихся ему в этом возражать судей Конституционного суда уволил. Янукович сначала расширил свои полномочия, фактически вернув Конституцию в до 2004-ый год, если так можно выразиться, а потом, буквально накануне государственного переворота прошлого 2014 года, под давлением отечественной и международной общественности, вернул положения Конституции 2004-го года, согласно которым полномочия президента резко урезались. Надо ли говорить, что став президентом Петр Порошенко летом прошлого года вслед за «ранним» Януковичем тоже решил себе прибавить прав в Конституции? За что и был подвергнут критики соратников по Майдану.

Конституционная реформа цвета хаки

Нынешние изменения — другого плана, это — вынужденная мера, поскольку прописаны в политической части Минских соглашений от 12 февраля. Конечно, нынешняя власть и сама обещала всяческие преобразования, однако в данном случае загвоздка в том, что изменения в Конституцию должны учитывать интересы самопровозглашенных республик Донбасса. Кроме того, по предложению одного из участников Минских соглашений, РФ Украина, чтобы сохраниться должна из унитарного государства превратиться в федеративное, то есть предоставить более широкие полномочия нынешним регионам, а где-то даже пойти и на резкое сужение прав центральной власти. Все это, в свою очередь, может привести и к целому ряду других изменений — в области бюджетной политики, формирования органов управления, налоговой и языковой политики и т.д. С точки зрения нынешней центральной власти страны такие изменения невозможны, речь может идти лишь о децентрализации власти, которую в Киеву понимают в узком секторе — расширении некоторых прав «громад», то есть местных органов власти, но никак не регионов.

Однако президент Порошенко оказался в непростой ситуации, которую можно охарактеризовать, как своеобразную политическую и законодательную ловушку. Как главе государства, как участнику Минских соглашений ему необходимо обеспечить выполнение политической части этих соглашений. А они, эти соглашения, направлены прежде всего на умиротворение восточной части страны — самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». То есть без участия руководителей этих регионов проводить изменения в Конституции — бесполезно, так как умиротворения, ради чего все и затевается, невозможно. Но это, так сказать, международный аспект конституционной реформы. Но есть еще и внутренний. Участие руководителей самопровозглашенных республик в подготовке конституционной реформы, принятие в какой-либо форме их предложений, расширение полномочий и прав этих регионов может вызвать резко отрицательную реакцию со стороны радикально настроенного парламентского большинства. И не только по отношению к главам этих «преступных оккупационных режимов», как называют их в парламенте Украины, но и к самому Порошенко. Поэтому президенту сейчас надо скорее искать компромисс не с «мятежным востоком», а собственным «парламентом». Иначе, выполнение Минских соглашений окажется сорванным и международное реноме украинского президента окажется «под плинтусом».

Конституционная реформа цвета хаки

Тем временем ДНР и ЛНР уже «стучат» в двери, предлагают предметно обсудить конституционные изменения. А Москва намекает, что может и признать ДНР и ЛНР в случае, если Киев и далее будет саботировать процесс политического урегулирования на Донбассе.

Такая вот непростая украинская конституционная парадигма.

Покончить с разгулом национализма

Между тем, как считает постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин, Минские договоренности должны реализовываться полностью и в комплексе.

«Обращаем внимание на то, что Киев ничего пока не сделал по таким положениям Минска, как восстановление социально-экономических связей с Донбассом, социальные переводы и выплаты пенсий и т.п. Рассчитываем на активизацию диалога в рамках Контактной группы, скорейшее создание предусмотренных минскими договоренностями рабочих групп по отельным направлениям», — сказал он, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене 5 марта.

По словам постпреда РФ, «устойчивое урегулирование кризиса возможно только, если сами украинцы договорятся между собой». «Киеву необходимо найти общий язык со всеми политическими силами и регионами страны, покончить с разгулом радикализма и национализма. Диалог в рамках Контактной группы должен придать импульс выработке такой формулы государственного устройства, при которой было бы безопасно и комфортно жить всем гражданам, в полном объеме соблюдались бы права человека», — подчеркнул Келин.

Он также призвал руководство Украины «отмежеваться от «партии войны» и прочих экстремистов, взять курс на достижение мира и согласия в многонациональном украинском обществе на общеприемлемой основе».

Конституционная реформа цвета хаки

Ведь проблема Киева, как стало очевидно за минувший после государственного переворота год, не только в том, что Донецк и Луганск не признают нынешнюю центральную власть. Они прежде всего не признают идеологию этой власти, которая взяла курс на мононациональное украинское государство с европейской ориентацией. А Донецк и Луганск, как неоднократно заявляли руководители этих республик, имеют другую, диаметрально противоположную ориентацию — не на ЕС, а на Россию, и не на украинский мононационализм, а на русский мир. В и этом принципиальном различии и кроется мина замедленного действия, которая может разорвать весь конституционный процесс в Украине. С людьми-то (то бишь руководителями Украины и руководителями республик — авт.) еще можно договориться, а вот идеологию поменять вряд ли. А именно эти идеологические различия и являются принципиально важными для обеих сторон конфликт. И при этом напомним, что победители в прошлогоднем государственном перевороте, именно этого, мононационального, проукраинского и антироссийского, а шире, антирусского подхода к решению государственного устройства Украины и победили на Майдане. Изменения, даже малейшие в идеологических вопросах, для них равносильно поражению.

Поэтому вопрос о том, сможет ли Порошенко в полной мере выполнить политическую часть Минских соглашений без серьезного политического риска для себя, остается, скажем мягко, весьма сомнительным.

А сроки поджимают

Первые наработки конституционная комиссия должна представить в конце апреля или начале мая, это обусловлено тем, что местные выборы необходимо провести в октябре этого года. Об этом газете «Сегодня» сказал депутат Верховной Рады от партии «Батькивщина» Андрей Кожемякин. Он также сообщил, что в комиссию делегированы представители от всех фракций. При этом в парламенте не будет никакой отдельной рабочей группы.

«Есть профильный комитет, который будет заниматься поправками в Конституцию, и есть группа в Администрации президента под руководством президента», — сказал Кожемякин.

По словам депутата, от «Батькивщины» в комиссии будет работать глава фракции Юлия Тимошенко, «Народный фронт» делегировал Леонида Емца, а партия «Самопомич» — второго вице-спикера Оксану Сыроед и Елену Сотник. Другие фракции объявят о своем участии до конца сегодняшнего дня.

Конституционная реформа цвета хаки


Как сообщает издание со ссылкой на свои источники в «Блоке Петра Порошенко», в основу работы Конституционной комиссии ляжет президентский законопроект поправок, который уже прошел оценку Венецианской комиссии, однако он подвергнется серьезной переработке. Предполагается, что ключевые изменения коснутся расширения прав органов местного самоуправления.

Но насколько эти изменения соответствуют Минским соглашениям? Судя по отдельным высказываниям президента и членов его команды, никакой федерализации, расширения прав мятежных республик пока эти предложения не предусматривают. А что будет предложено через месяц, в виде окончательного решения, покажет время.

Проблема участия республик Донбасса

Республики Донбасса собираются в Киев на переговоры по вопросу внесения изменений в Конституцию. Об этом заявил спикер парламента ДНР Андрей Пургин. По его словам, он уже предложил председателю Верховной Рады Украины Владимиру Гройсману принять их делегацию.

«Коллега, ДНР предлагает Вам принять наших представителей Д. В. Пушилина, Е.В. Радомскую, О.А. Макееву, которые уполномочены довести до Вашего сведения предложения ДНР, согласованные с ЛНР, относительно внесения поправок в Конституцию Украины в соответствии с п. 11 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, — говорится в письме, которое обнародовало «Донецкое агентство новостей». — Со своей стороны приглашаем Вас и членов Вашей комиссии посетить г. Донецк для обсуждения сотрудничества ВРУ и Народного Совета ДНР по следующим вопросам реализации решений Нормандского формата и Минской Контактной группы:
1. Принятие ВРУ постановления с указанием районов, наделяемых Особым статусом. (п. 4 Комплекса мер)
2. Принятие отдельного Закона Украины о муниципальных выборах в районах, наделенных Особым статусом.(п. п. 4 и 12 Комплекса мер)
3. Принятие Закона об амнистии (п. 5 Комплекса мер)
4. Реформа Конституции Украины. (п. 11 Комплекса мер)
5. Правовые аспекты восстановления экономики и социальной сферы Донбасса.(п. 8 Комплекса мер)
Считаем эти вопросы неотложными и готовы к взаимодействию и конструктивной совместной работе.
Председатель Народного Совета ДНР А.Е. Пургин»
.

Конституционная реформа цвета хаки

Примечательно, что украинское государственное информагенство Укринформ о предполагаемом участии представителей ДНР в конституционном процессе дало под заголовком: «Донецкие террористы хотят в Киев — менять Конституцию». Это наводит на определенные размышления: с террористами переговоров не ведут, как же обсуждать с ними конституционную реформу? Поэтому, либо их не принимать, либо менять их статус в официальных документах и в языке официальных государственных СМИ.

«А с кем говорить?»

Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман в ответ на приглашение главы ДНР Андрея Пургина посетить Донбасс для обсуждения выполнения пунктов минских договоренностей в части поправок к Конституции Украины заявил, что готов ехать в регион только после местных выборов.

«После местных выборов я с удовольствием от легитимной власти получу приглашение и с удовольствием посещу любой населенный пункт Донбасса, потому что Донбасс — это Украина», — заявил Гройсман на пресс-конференции 10 марта.

Как сообщает газета «Сегодня» со ссылкой на свой источник в администрации украинского президента, сначала должны состояться выборы, а уже затем можно будет говорить о конституционных изменениях. Ведь Киев не горит желанием вести прямые переговоры с лидерами ДНР и ЛНР, считая, что тем самым он легитимирует их. Поэтому ищут тех, с кем «можно разговаривать» уже сейчас.

«К процессу консультаций должна быть привлечена законно избранная власть. На мой взгляд, сегодня законно избранная власть, даже на временно оккупированных территориях — это те, кого избирали люди на местных выборах 2010 года», — сказал Гройсман.

И тут, как говорится, нашла коса на камень. «Если киевские власти собираются вести консультации об изменениях Конституции с бывшими властями Донецкой и Луганской областей, то пусть они с ними договариваются и об остальных вопросах: о прекращении огня, об отводе техники и об обмене пленными», — сказал официальный полпред ДНР в Контактной группе по мирному урегулированию Денис Пушилин. Он также отметил, что ДНР идет на переговоры с Киевом из стремления сохранить жизни.

Конституционная реформа цвета хаки

«Мы призываем строго следовать пунктам Минских соглашений, а там четко сказано, с кем необходимо проводить согласования по вопросам конституционной реформы, выборам и другим — пункты 11 и 12 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года», — заявил представитель ДНР.

Между тем, по мнению эксперта Вадима Карасева, Киев намеренно оттягивает начало политического процесса, поскольку видит в перспективе интеграции ДНР и ЛНР слишком много рисков — предпочтительнее вариант с вводом миротворцев.

Какой быть ли новой Конституции?

Реально именно сегодняшний день, когда в Киеве начинает работать Конституционная комиссия, как мы уже сказали, и является точкой отсчета для Украины. Вопрос только куда? Либо это, несмотря на сопротивление националистов, «партии войны» станет путем все же к примирению и тяжелому «скреплению государства», либо путем назад — в войну, которая принесет новые жертвы и беды. Возможен ли третий путь? То есть вялотекущее политическое противостояние с сохранением неопределённого статус-кво?

Мы считаем, что нет. Поскольку экономику разрушенных войной регионов надо восстанавливать, надо вытаскивать население из гуманитарной катастрофы, в которую оно попало. И это возможно либо в составе реформированной Украины, либо при выходе из нее с изменением международного статуса. В любом случае из трех, нам видимо придется ожидать не столько и не только политических споров, но и открытого противостояния сторонников различного государственного устройства Украины. На фоне общего экономического и социального провала страны такое противостояние может приобрести крайне радикальный вид — очередного Майдана или же очередного всплеска вооруженного противостояния в Киеве.