20 февраля 2014 исполняется десять лет со дня трагедии в Киеве, когда на Майдане "неизвестными снайперами" были расстреляны десятки людей. Это были активисты, которые митинговали против режима Виктора Януковича.
— Руслан, во время трагических событий Евромайдана вы находились в Киеве. Какие настроения были у людей?
— Росло недовольство властью Януковича. Нагнетались оппозиционные настроения.
Ведь что такое Украина? Это страна, которая в 1992 году была пятой экономикой Европы и седьмой экономикой мира. Но страна не состоявшаяся. Мои родители, например, были вынуждены в свое время уехать в Португалию на заработки, потому что в 90-х на Украине ни работы, ни денег, ни понимания, как жить дальше не было.
Запад и силы, которые он поддерживал на Украине, воспользовались ситуацией. Народу была предложена альтернатива — так называемое поле чудес под названием "Евросоюз". Где якобы 100 сортов колбасы, много других товаров. И перед украинцами встала главная задача — попасть в ЕС. Хотя, замечу, что никто никогда не обещал Украине членства в этой организации.
Единственное, что Европа посулила — зону свободной торговли, в которой можно продавать украинские товары, отвечающие европейским стандартам. Но Украина таковых не производила, потому что местная промышленность и сельское хозяйство еще с советских времен строилось на иных стандартах качества. А вот европейские товары могли спокойно на Украине продаваться.
Такие евроинтеграционные настроения насаждались на Украине с начала 2000-х. Сейчас нас возьмут в Европу! Сейчас нам дадут "безвиз", и можно будет спокойно ездить ухаживать за итальянскими стариками! Ура! Все ожидали от Януковича, что он все-таки подпишет соглашение по зоне свободной торговли с ЕС.
При этом бедой украинских элит (и вообще постсоветских) было то, что в России они говорили: мы уйдем на Запад — дайте дешевой нефти и газа. А в Европе: мы уйдем в Россию — дайте дешевые кредиты. Близились выборы, необходимо было повышать социальные стандарты, пенсии, зарплаты. Поэтому Янукович вел торг и с Россией, и с Европой.
Когда Европа предъявила свои условия по зоне свободной торговли (где, как я упомянул, очевидно просматривался крах для украинской экономики), окружение Януковича и украинские олигархи сказали: извините, тема не для нас. Тогдашний премьер Украины Николай Азаров объяснил, что для перехода на евростандарты стране необходимо 160 миллиардов долларов, которые ей никто давать не собирался.
И Янукович "врубил заднюю". Перед саммитом в Вильнюсе сказал, что Украина приостанавливает процесс подписания соглашения с ЕС.
16 февраля, 04:20Культура
Юрий Поляков: Положить конец братоубийственной трагедии на Украине может только безусловная победаОбещанная президентом ротация элит в России должна произойти за счет пассионариев, прошедших через фронт, потому что не только на возвращенных территориях России проблемы с "русскостью"— Далее, как мы помним, начался Евромайдан, который сопровождался многими эксцессами. Но вот 18 февраля - это черный день в этой истории. Почему в этот день начались расстрелы на Евромайдане?
— Ситуация к тому времени зашла в тупик. Майдан стоял три месяца. Янукович пытался разными уступками успокоить ситуацию. Предложил оппозиции отставку правительства Азарова в обмен на назначение премьером Яценюка. Уволил Левочкина с поста главы администрации президента. Пытался найти компромисс с "семеркой", в том числе Яценюком, Тягнибоком, Кличко.
Но договариваться с ним никто не хотел. Тем, что пошел на переговоры, Янукович показал слабость. А со слабыми не договариваются — их добивают. Все это играло на руку Западу и его клевретам на Украине.
— Виктор Янукович не мог или не хотел разогнать Майдан?
— Но, я думаю, что он вообще был неадекватный в той ситуации. Янукович формировал свой клан, под который заводились все бюджетные потоки. Это жутко раздражало Ахметова, Фирташа и Коломойского [внесён Росфинмониторингом в реестр спонсоров терроризма и экстремизма], ведь все эти люди в той или иной мере финансировали оппозицию.
Ахметов спонсировал Яценюка, Фирташ — Кличко, а со "Свободой" вообще получилось оригинально, потому что эту нацистскую партию финансировал Клюев — человек из ближайшего окружения Януковича.
Поэтому, конечно же, он мог разогнать Майдан, если бы действовал решительно и жестко.
— Например?
— Например, как это сделал Лукашенко во время протестов в Белоруссии в 2020–2021 годах, когда была попытка раскачать ситуацию.
Александр Лукашенко обратился к президенту России Владимиру Путину. Дескать, если не хватит сил белорусской милиции и ОМОНу, попросил Москву помочь. Причем России ничего не пришлось даже делать. Но протестующим Лукашенко дал однозначно понять, что в случае чего он не дрогнет. Россия поможет. Ситуация была подавлена.
Если бы Янукович так же себя повел… Если бы пресек попытку государственного переворота, привлек к ответу лидеров оппозиции, арестовал их. Если бы заблокировал подъезды к центру Киева военной техникой или полицейскими средствами. Если бы обратился за помощью к Путину. Это бы с ходу успокоило ситуацию.
Запад, кстати, выходил на российское руководство и просил не доводить ситуацию до силовой развязки. Дескать, мы немножко успокоим оппозицию, а вы — Януковича, чтобы он не призвал войска и милицию.
Все это делали специально — чтобы выиграть время, и ситуация вышла из-под контроля. Зачем устроили расстрелы? Чтобы появились сакральные жертвы — та самая "Небесная сотня". Чтобы резко усилить ненависть людей к власти и свергнуть ее.
Задача [Запада и украинской оппозиции] была в том, чтобы зачистить юго-восток, русскоговорящие пророссийские области Украины — через нацистские законы по языку, образованию, по экономической интеграции. Этим они занимались с 2014 по 2022 год.
— Давайте проведём исторические параллели с Майданом на Украине. Какие примеры вам приходят на ум?
— Вспомните Арабскую весну, когда Запад хаотизировал Ближний Восток. Схожая ситуация была в Ливии: протесты зашли в тупик, а Каддафи не соглашался уйти. Что Запад сделал? Поработали неизвестные снайперы, появились сакральные жертвы.
То же самое было в Сирии, когда Запад попытался скинуть Башара Асада. Последний отказывался передать власть бунтовщикам, и в Дамаске начали стрелять и убивать людей. Попытка была и в Иране, но в Иране власть справилась за счет жестких действий.
В Италии, когда чернорубашечники шли на Рим, требуя назначения Муссолини премьер-министром страны, маршал Бадольо предлагал короля Виктору Эммануилу III: дескать, дайте мне несколько рот пулеметчиков, и я их остановлю.
За Муссолини стояла Британия, и король не хотел портить отношения. Решил — дадим парню [Муссолини] шанс, а вдруг у него что и выйдет. В результате в Италии установился фашистский режим, который втянул страну во Вторую мировую войну на стороне Германии.
— Часто, когда говорят про Евромайдан, возникает фраза "неизвестные снайперы". Вы видели, кто и откуда стрелял по людям?
— Частично на этот вопрос ответило украинское правосудие. Удивительная вещь — прошло 10 лет со дня трагедии, а судебного приговора нет. В любом следствии главное — не выйти на самих себя.
Сегодня известно, что орудовали люди Саакашвили. Это была грузинская команда, возглавляемая Мамукой Мамулашвили, который впоследствии стал командиром "Грузинского легиона", и Александр Ревазишвили.
Они сидели в отеле "Украина" — сразу за Майданом Незалежности, за Монументом Независимости, и в консерватории им. Чайковского.
Работу снайперов координировали человек со справкой о шизофрении Андрей Парубий и Сергей Пашинский. Последний после стал главой администрации у Турчинова. Кстати, до сих пор торговлей оружием на Украине занимаются люди, связанные с Пашинским.
К сожалению, украинцы поверили в пропаганду, которую транслировал Пятый канал и западная пресса — что стреляли якобы СБУ и МВД.
Но дело в том, что и гостиница "Украина", и консерватория были заняты майдановцами. Откуда там могли появиться, как могли туда попасть снайперы спецслужб?
— Почему украинцы поверили в пропаганду?
— История была разыграна по всем лекалам пропаганды. Например, одной из жертв "Небесной сотни" стал 19-летний Роман Гурык — мой земляк, парень из Франковска. Он получил пулю в висок, прикрывая медсестру, которая перевязывала раненого.
Хоронил его весь Франковск. Гроб был пронесен по центру города с отпеванием в кафедральном соборе Ивано-Франковска униатским митрополитом Володимиром (Вийтишиным). Все действо транслировало областное телевидение. Это было настолько душераздирающе! Родители хоронят ребенка в 19 лет. И непонятно, за что этот молодой парень погиб. Вот как это выглядело для людей.
Естественно, это вызывало только одно желание и одну эмоцию — повесить Януковича. Большинство украинцев не понимали, что их обманывают. Когда давят на эмоции — хотят отключить рациональное мышление.
Еще одна из жертв "Небесной сотни" — 20-летний Устим Голоднюк. Его убили за отелем "Украина". Вспомните, в Интернете ходило жуткое фото: тело в луже крови, в голубой каске ООН.
То есть все разыграли для формирования определенного шаблона у простых людей: есть власть в лице Януковича и есть протестующие — власть убивает тех, кто идет против нее. Да еще и в невинных детей стреляет!
— Сейчас ВСУ стреляют по российским городам, убивают мирных жителей. Почему у людей от этих кадров ничего внутри не шевелится?
— А это по-другому освещается. И ведь мнение у украинцев можно сформировать.
Вспомните, королева печенек Виктория Нуланд сказала, что они потратили на демократию на Украине 5 миллиардов долларов. Это означает, что средства были инвестированы в создание специальных информационных каналов, якобы неправительственных организаций (все, что финансируется спецслужбами, не может быть неправительственным).
Зачем их создавали? Чтобы переписывать учебники истории: внедрять идею, что русские — извечные враги украинцев; что русские виноваты в плохой жизни украинцев; что Украина — колония России.
Смешно звучит. Алжир был колонией Франции. Осталось ли там авиастроение, судостроение, атомная энергетика, система здравоохранения, образования? На Украине все это осталось.
Возглавлял ли алжирец когда-либо Францию? Брежнев, который родился в городе Каменское (ныне — Днепропетровская область Украины) управлял всем Советским Союзом.
То есть над сознанием украинцев тщательно работали. Это серьезная технология социального инжиниринга: формирование шаблонов и особых паттернов мышления человека.
Поэтому то, что ВСУ стреляет по российским городам, по Донбассу воспринимается сейчас на Украине: "а так им и надо, потому что они такие-сякие, напали на нас". Хотя по украинским городам попадают свои же безрукие пэвэошники, как было в Хмельницком или в Киеве.
Я многим знакомым с Украины задавал вопросы, которые вы мне задаете сейчас. Дескать, а вы видели "Аллею ангелов" в Донецке? Пойдите, посмотрите, что там натворили вэсэушники.
Или, например, мне говорят: "А вот русские мародерствовали под Киевом в начале СВО". Я отвечаю: "Во-первых, это неправда. Во-вторых, посмотрите, что творили националисты батальона "Торнадо", бойцы которого украинским правосудием были обвинены в мародерстве и насилии во время проведения АТО в Донбассе".
"А вот Буча"? — мне говорят. Я удивляюсь: "Вы подумайте, зачем и ради чего такое делать России?" Именно после фейка в Буче началась кампания предоставления Западом оружия Украине.
А в чьих интересах это было? В интересах Британии. Потому что шли переговоры в Стамбуле, и, как сказал Арахамия, Украина была готова подписать договоренности. Нужно было это сорвать, нужна была "Небесная сотня", чтобы повысить в украинском обществе градус ненависти к действующей власти.
Я согласен с нашим президентом: непонятно, почему они эти договоренности не подписали. Более выгодной ситуации для Украины не могло быть и уже не будет. Мы чётко дали понять, что более не вернемся к Стамбулу. Момент упущен — именно украинской стороной.
У меня в храме был пономарь, который приводил такой аргумент по Буче: "Те солдаты, которые расстреливали людей в Буче, говорили по-русски и были одеты в русскую форму". А что, для СБУ проблема набрать нацистов, которые русский знают и одеть их в российскую форму?!
Но простые украинские граждане, воспитанные на пропаганде, не хотят правды видеть. У них срабатывает: "Наши хорошие. Британцы нам помогают, за нас всей душой. Они не могли организовать убийство сотен людей в Буче".
То же самое было и с расстрелами в Киеве на Майдан. "Не может Запад, не могут эти милые люди — Тягнибок, Яценюк и Кличко — оказаться такими тварями, чтобы стрелять по своим".
Но они же смогли.
— Является ли Евромайдан исторической трагедией для Украины?
— Само собой. Все, что мы наблюдаем сейчас на Украине — с оттоком населения, с окончательной потерей экономики — заслуга Майдана.
— Запад за 2 года вооружения Украины вложил в нее 200 миллиардов. Где эти бешеные деньги? Не только же на оружие все ушло...
— Если бы эта сумма была вложена в промышленность и IT-сектор, мы бы увидели совершенно другую Украину. Но эти деньги были вложены в смерть 500 тысяч украинцев, которые полегли на поле боя, а 12 миллионов граждан сбежали из родной страны и уже не вернутся. Разве кто-то захочет жить в голодной, холодной, разбитой Украине?
В результате сегодня в стране осталось 19 миллионов человек. А в 1992 году было 52 миллиона. "Независимая" Украина за тридцать с лишним лет своей независимости потеряла больше – тридцать миллионов.
Спусковым крючком всей этой ситуации стал Евромайдан, который принес Украине 8 лет гражданской войны, потерю Крыма, потерю юго-востока. В итоге у России не было иного пути, как решить ситуацию на Украине через специальную военную операцию.