На заседании Совмина Союзного государства главы ведомств, где еще есть несогласованные позиции, должны договориться. Это не обсуждается — 1 декабря они обязаны показать Путину и Лукашенко проект «дорожной карты». Наблюдатели с интересом ждут, что это будет за план. В народе он интереса не вызывает, а у экспертов нет иллюзий: Белоруссия объединяться с Россией не собирается. Заметно другое: чем ближе срок, тем острее шпильки в СМИ.
Информационный тупик
«Дорожная карта» союзной интеграции России и Белоруссии остается самым таинственным документом на постсоветском пространстве. Солидное российское издание в сентябре объявило, что обладает его копиями. И соврало, потому что ни одной цитаты с тех пор так и не опубликовало. Никакие копии никуда попасть не могли — не с чего копировать даже сегодня, а в сентябре и подавно.
Судя по той информации, которую дают первые лица, есть министерства и ведомства, которые до сих пор не смогли договориться друг с другом. Значит их часть «дорожной карты» вообще не нарисована. То, что экономическое издание с солидным бэкграундом решило блефовать — понятно и объяснимо. Но, увы, словить хайп на теме интеграции не удалось — слишком давно и уныло тянутся переговоры, уж очень предсказуемо то, что ожидаемого народами двух стран объединения не случится. Все настолько сложно, что даже темы, которые напрямую не связаны с пактом «Румас—Медведев», к примеру отмена роуминга, не радуют прорывами. Сначала отмену обещали летом будущего года, но в последний момент сказали, что договориться пока не удалось. В общем — тайна за семью печатями.
Официальным СМИ сказать нечего — нет информации. «Коммерсантъ» заявленные публично копии документов дорожной карты публиковать не хочет. Проверено: любой многообещающий заголовок на тему российско-белорусского диалога — нечестная реклама, скрывающая полный вакуум содержания. По сути дела, сегодня редакции официальных СМИ, связанные юридической и уголовной ответственностью за публикацию недостоверной и непроверенной информации, слухов и сплетен, свели аналитику по «дорожной карте» обновленного Союзного государства к искусству составления интригующих заголовков. Верить им не стоит. Все, что известно — это сроки выполнения задачи для показа президентам. Дедлайн может и не стать днем сенсаций. Путин и Лукашенко могут, ознакомившись с проектом, просто отправить его на доработку, выразив общественности оптимизм. Но подобная дежурная вежливость уже набила оскомину. Время слов явно закончилось.
Черный рынок новостей
В отличие от официальных СМИ, теневой сегмент информационного поля брызжет лавой сплетен, как действующий вулкан. Там за сутки оборачиваются, взлетают и опадают, как протуберанцы самые умопомрачительные «сенсации», но в основном несусветная чушь.
Место агрегации этой крайне токсичной инфомассы — фермы анонимных телеграм-каналов. Ежедневно ею удобряются все любопытные, развесистые уши, на которые анонимы могут вешать все, что взбредет в голову. Ну а потребители продукции этой клоаки руководствуются русской мудростью, что дыма без огня не бывает. И хотя физики давно опровергли поговорку экспериментально, ищущим новости в тёмной информационной вселенной нет числа. И это все потому, что официальные источники почему-то сделали из в общем-то рутинного, рабочего процесса — манхэттенский проект и секрет полишинеля. Чем надули пузырь «заблокированного» в России мессенджера Телеграм до величины галактики. Некоторые вбросы и правда что-то значат. Но разбираться в них еще та работенка. И главное, что бросается в глаза — это уровень взаимной неприязни между белорусским и российским анонимным сегментом.
Неподготовленному человеку читать это опасно для мозга, потому что может сложиться впечатление, что Москва и Минск не выверяют интеграционный документ, а редактируют ноты об объявлении войны, причем в духе картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Анонимные ТГ-каналы суют шпильки, зудят, нудят, нагнетают и пугают. На сегодня главные темы — это взаимные словесные пикирования, ставшие уже привычными. Лукашенко в Казахстане двусмысленно сформулировал фразу, касающуюся истории двух республик СССР, участия белорусов и казахов в общегосударственных процессах, конкретно — войнах.
Пассаж не понравился в Кремле, премьер Медведев выступил с ответным спичем, в котором определил Бацькин взгляд на общую историю как аполитичный и узкий. Минск надулся, побагровел, но держать ответ от первого лица счел недипломатичным, кинув под танки пресс-секретаря президента Наталью Эйсмонт. Приемчик не самый честный, уже применявшийся во время словесных пикирований с бывшим послом в Беларуси Михаилом Бабичем. Тогда в банзай-атаку отправили пресс-секретаря Макея Анатолия Глаза.
Пресс-секретарь Лукашенко, когда отвечала на тему исторических коллизий 1812 года в адрес главы правительства России, выглядела как сторона бракоразводного процесса. Смешались в кучу кирасиры Наполеона, казаки атамана Платова, батарея Раевского, львиная грива короля Неаполитанского, а также российско-белорусские переговоры по нефти, газу и продуктам питания. Черные телеграмеры ликовали и искрились сенсациями.
Небратская любовь
Схема теневой пропаганды очень проста.
В отношениях России и Белоруссии все предельно ясно, и никто менять статус-кво не собирается и близко. Не будет всего, что обещают анонимные сплетники из России: «развода», запрета русского языка в РБ, вступления Минска в ЕС и НАТО, американских морпехов в Гомеле. Как не будет и вторжения псковского десанта и бурятской конницы в Могилевщину — как вполне серьезно обещают уже белорусские телеграммеры. Здесь градус неадеквата проявляется в особой форме. Есть оппозиционные СМИ, которые не мытьем, так катаньем клеймят Лукашенко и его верных кунаков. Но стоит Бацьке войти в клинч с Россией, они же начинают вещать мовой официальных белорусских СМИ во всей их казенной красоте.
Но и с другой стороны ситуация более чем удручающая. Ибо само наличие созвездия анонимных телеграм-каналов с «инсайдами» раз в месяц о государственном перевороте в Белоруссии, смерти или смертельной болезни Лукашенко, отстранении его от власти — это, мягко говоря, очень нездоровое явление. Учитывая то, что все они русскоязычные, деньги на их содержание Минск вряд ли тратит, выражают они существующие мнения определенной части российского истеблишмента, и складывается вполне определенное впечатление об источниках их финансирования.
Тезисы легко складываются в общую повестку, тем более что есть в России и некоторые официальные СМИ, не скрывающие негативного отношения как к Лукашенко, так и к его окружению. Впрочем, Бацька не скрывает того, что ему об этом известно, публично выражает недовольство, а из анонимных окопов бомбят «сенсациями» о том, что на межправительственных переговорах Минск требует «унять» антибелорусскую пропаганду. Особая статья претензий таинственных покровителей телеграммеров к РБ — дружба с «киевской хунтой». И 7 ноября из телеграма выползает сенсационное расследование, как Порошенко тайно летал в Гомель. Нет, не в октябре 2018 года, а вот прямо сейчас. Источник дает раскладку полетов порошенковского самолета, как он приземлялся в Минске и Гомеле, хотя сам же признает, что Лукашенко ни при какой погоде не мог бы встретиться с визави, потому что в это самое время принимал важнейших иностранных лидеров в Минске. Данный факт аноним никак не объясняет. Зато, если погуглить, точно такую же информацию, как под копирку, дают никому не известные сайты, блогеры и аналитики. При этом они ссылаются друг на друга. Налицо инфовброс, причем очень типичный на этой подземной войне. И такого сейчас, увы, много, очень много. Миллионы людей это читают, информацию не проверяют, верят не проверяя. Результат не проявляется, но осадок обязательно остается.
Верить глазам
То, что между политиками России и Белоруссии накопились проблемы и вопросы — даже к гадалке не ходи. И не нужно быть провидцем, чтобы понять, что Лукашенко и Медведев вряд ли дружат семьями. Безусловно, переговорный процесс там, внутри, за закрытыми дверями, напоминает торг с весьма сложными взаимными трениями. Все это слышат второстепенные участники переговорного процесса, судят-рядят в своем рабочем кругу, едкие замечания и мнения, как круги по воде, разносятся все шире, до уже не участвующих в переговорах чиновников, а также их помощников. Последние, не будучи связаны обязательствами молчать, — не молчат. Вот так, как в игре «испорченный телефон», информация становится достоянием профессиональных манипуляторов.
А ведь есть еще и редакции, и владельцы анонимных каналов, которым даже сплетни не нужны — они сами все сочинят. Причем в обеих странах. В условиях, когда общества относятся друг к другу дружественно и открыто, людям нечего делить, но злые сплетни сильно портят атмосферу дружбы, подрывая сам дух Союзного государства и тех надежд на будущее, которые питают народы двух стран. Назвать кого-то диверсантом в такой обстановке невозможно — на чужой роток не накинешь платок. Очевидный вывод из этой истории только один: лучший способ борьбы с провокациями и информационными сплетниками — открытость и прозрачность взаимной дипломатии.
России и Белоруссии скрывать нечего, цель ясна — Союзное государство. А может, и что-то большее, во что верят жители всех республик бывшего великого СССР.