В новом парламенте должно быть 423 депутата (по состоянию на 28 августа зарегистрировано только 395 депутатов). По предварительным данным, большинство в парламенте имеет президентская партия «Слуга народа»: её представляют 254 депутата (124 избрано по списку, 130 — выдвинуты партией в одномандатных округах), в то время как для принятия решений в Раде нужно 226 голосов.
Что планируется
Планы «Слуг народа» довольно обширные и касаются радикального реформирования буквально всего на свете. Причём ряд важных решений планируется принимать стремительным домкратом — прямо с колёс, потому что уже 1 сентября предполагается встреча Зеленского с Трампом, и украинскому президенту надо предстать на ней во всей силе и славе.
Естественно, первым делом предполагается формирование исполнительной власти — Кабинета министров. Ситуация довольно забавная: с одной стороны, никакой интриги тут нет — Рада проголосует за кандидатуры, предложенные президентом; с другой стороны, интрига есть — какие именно кандидатуры согласованы с президентом, точно никто не знает (возможно, не знает и сам президент).
Вторая системная задача — внесение изменений в Конституцию.
По логике, либертарианцы должны были первым делом потянуть руки к защищённым статьям Конституции, касающимся прав человека и обязанностей государства. Но нет. Они к этому ещё не готовы, да и статьи эти, принципиально невыполняемые, никому по большому счёту не мешают.
Потому на повестке дня всякие популистские задачи, как то:
— отмена депутатской неприкосновенности;
— нормы об отзыве и досрочном прекращении полномочий парламентариев;
— нормы о наказании за неперсональное голосование;
— сокращение числа депутатов до 300.
Это всё чепуха, поскольку на работоспособности парламента никак не отразится (хотя контроль со стороны руководства фракций над депутатами может несколько вырасти). Но избирателям нравится. А значит — надо брать.
Третья задача — приступить, наконец, к распродаже остатков страны.
Насколько можно понять, новое правительство будет радикально-либеральным, исходящим из того, что государство должно быть «ночным сторожем», в идеале даже помещения для своей работы арендующим у «эффективных частных собственников». Так что распродажа оставшихся в государственной собственности ресурсов более чем актуальна.
В основном речь будет идти о принадлежащих государству промышленных активах, и тут всё будет сравнительно просто. Сложно будет с тремя моментами.
1. Отмена моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения.
Мало того, что тема эта крайне непопулярна, так даже либералы отдают себе отчёт в том, что вот так просто взять и отменить мораторий нельзя — начнётся беспредел. Потому придётся сначала подготовить и принять пакет законов, которые бы унормировали работу рынка.
2. Приватизация естественных монополий.
Хочется всё же верить, что до этого дело не дойдёт — совершенно непонятно, кому и зачем могут потребоваться, например, украинские железные дороги… Разве что на металлолом — уж очень дорого восстанавливать инфраструктуру и подвижной состав, притом что непонятно, кто за это заплатит (главный пользователь украинских железных дорог — горно-металлургический комплекс, а олигархи — люди прижимистые).
3. Приватизация военных предприятий.
Тут вопрос даже не в том, продавать или нет, а в том, когда именно продавать. Понятно, что не во время военных действий. Начало распродажи военных ремонтных заводов будет означать прекращение войны (которая начинается в головах властей предержащих).
Четвёртая задача — вопрос власти на местах.
Тут две составляющие.
С одной стороны, вполне рационально было бы принять изменения, касающиеся децентрализации, но они сейчас прочно увязаны с вопросами статуса Донбасса и Крыма. Без существенного продвижения в направлении исполнения Минских соглашений принимать такие изменения смысла нет (это не говоря о том, что никаких переговоров относительно статуса Крыма нет и не будет).
С другой стороны, озвучены уже планы проведения досрочных местных выборов, но, кажется, ограничатся тем же, чем ограничились постмайданные власти — проведением досрочных выборов в Киеве.
Что требуется
Легко понять, что планы «слуг народа» находятся в некотором конфликте с ожиданиями самого народа. У народа же ожидания никак не либертарианские, а совсем наоборот — патерналистские.
В первую очередь избирателей интересует вопрос мира.
Понятно, что Зеленский не знает, как решать проблему Донбасса и не знает даже, зачем это ему нужно. В смысле — вопрос прекращения военных действий и даже, например, восстановления транспортного сообщения более или менее очевиден, но вот возвращение Донбасса Украине категорически невыгодно. Удовлетворить запросы ЕС и России? Но если конфликт будет полностью исчерпан, то тут же придётся искать новые причины, по которым Украина будет кому-то интересна до такой степени, чтобы попросить у этого кого-то денег…
Программа-минимум: прекращение огня, развод войск, обмен пленными. Тут роль парламента примерно нулевая.
Прекращение гуманитарной и экономической блокады требует определённой законодательной работы, но вопрос тут, главным образом, состоит в том, что именно потребуется от Украины. Если ограничится просто восстановлением сообщения — всё нормально. Если потребуются какие-то существенные финансовые вложения — то надо будет подумать. Исход размышлений киевской власти будет во многом определяться интересами собственников донецких предприятий (группа Ахметова).
Возвращение Донбасса в состав Украины не интересно ни Украине, ни Донбассу. Потому и нет смысла напрягаться с принятием законодательных актов, которые бы обеспечили такое возвращение. Впрочем, ничто не мешает изобразить деятельность в этом направлении… Закон о статусе Донбасса принять можно, но если он не будет согласован с Донбассом (а Киев не собирался и не собирается ничего согласовывать), то и вес его будет ничтожным.
Второй важный момент — восстановление социальной сферы.
Тут сразу же начинаются проблемы, потому что с точки зрения либертарианской, государство вообще не должно лезть в сферу социального обеспечения или, например, здравоохранения — «невидимая рука рынка» должна сама уничтожить тех, кто не вписывается в светлое либертарианское будущее. Кстати, члены команды Зеленского говорят об этом почти прямым тестом. И Уляна Супрун их на посту министра вполне утраивает…
В общем, тут тоже вопрос — как именно либертарианское правительство будет заниматься вопросами социальной политики. Логично ожидать, что никак, но этого не будет — народ не поймёт. А Зеленский, даже и понимая, что рано или поздно рейтинг будет утрачен, всё равно хочет растянуть период, когда ему многое будет позволено именно благодаря рейтингу.
Третий момент — восстановление экономики.
Тут проще всего — людям нужны рабочие места и стабильные зарплаты. Как их получить, они не знают. Зеленский расскажет, что рабочие места и зарплаты появятся в результате большой распродажи. Поскольку люди на своём опыте не учатся, они поверят. Результат будет как всегда.
Впрочем, осуждать Зеленского тут не стоит. Любые экономические реформы друг друга стоят — на первом этапе они дают разбалансировку экономической системы, а потом жизнь берёт своё, и люди приспосабливаются к новой системе. Экономическая ситуация улучшается.
Четвёртый момент — гуманитарная сфера.
Здесь точка невозврата была пройдена в момент вступления в действие закона о языке. Не смотря на противоречия внутри самой же властной команды, этот вопрос решать будет надо. Даже при том, что внесение изменений закону не поможет.
Кстати, вопрос о языке только называется гуманитарным. Для президента и его окружения он сугубо хозяйственный — ведь медиапродукт «Квартала-95» русскоязычный…
Резюме
Традиционно народ и власть хотят разного.
Власть хочет реформ.
Народ хочет мира, работы и зарплаты.
Интересы власти и народа пересекаются не слишком глубоко и не в слишком большом количестве мест.
С уверенностью можно сказать только одно — избиратели будут существенно разочарованы первыми ста днями нового правительства. Значительно больше разочарованы, чем по итогам ста дней президента.