Как сообщается, на рассмотрение комиссии фестиваля было прислано более 1200 фильмов со всего мира. "Гуцулка Ксеня" попала в пятерку конкурсных лент и одержала победу.
Фабула такова: молодой парень Яро живет в Америке, но отец перед смертью завещал ему 1 000 000 долларов, который тот получит, когда женится на сознательной украинке — то есть полностью свидомой. Правильную невесту завидный жених и решает найти в карпатской Ворохте. Дикости этой затее добавляет музыка от популярной группы "ДахаБраха", но чего же не сделаешь за миллион, если ты настоящий американец с украинскими корнями!
Тут можно вспомнить советский мюзикл «Небесные ласточки», но можно и не вспоминать. Ибо он был снят по французской оперетте «Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве, а это совсем другой шарм, чем на границе Бойковщины и Гуцульщины.
Реинкарнация этой песни в стиле танго сейчас довольно активна — иначе убедить широкую общественность в «извечной европейскости» населения западного края довольно трудно: извечно гимнами ему служили мелодии пастушьих трембит. Кстати, и в тексте этого танго без трембиты не обошлось, но довольно критики. А в ура-патриотическом фильме «Киборги» ее звуки уже заменили на звуки трубы — после форменного бедлама украинских вояк в полуразрушенном аэропорту Донецка.
Для любителей же саундтреков киношедевров Квентина Тарантино существует весьма любопытная аранжировка и в этом стиле.
Над фильмом работала международная актерская команда: Варвара Лущик в роли гуцулки-блондинки, что выглядит довольно смело для тех краев, Максим Лозинский — студент-композитор из Нью-Йорка (действительно американец с украинскими корнями), Оливье Бонжур из Бельгии, который сыграл профессора Зеленского (ну кто же знал!). В целом критики отмечают высокопрофессиональную операторскую работу.
Поэтому лучше уделить сейчас внимание первоисточнику этой удачи: автору танго. Вообще пан Ярослав был интересным персонажем украинско-диаспоральной музыкальной сцены: во время немецкой оккупации дирижировал во Львовской опере, в связи с чем эмигрировал в Германию и потом в США, стал почетным гражданином Виннипега, руководил хором имени Шевченко в Кливленде, получал поздравления с 70-летием от Папы Римского Павла VI и главы греко-католиков Йосифа Слипого.
В это время на родине авторские отчисления за его танго «Гуцулка Ксеня» получал, зарегистрировав песню на себя, некий Роман Савицкий. Исключительно под тем предлогом, что если сказать про автора и его службу в Украинских сичевых стрельцах и эмиграцию, то могут запретить пасторальный, по сути, сюжет, да и жалко, что деньги пропадают. Патриотичный, во всех смыслах, поступок земляка. Можно сказать — пожертвовал собой ради сохранения культурного наследия. Небескорыстно, конечно, но ради гения же.
Современные автору оперетты критики называли его даже «украинским Легаром». Сомнительный в какой-то мере комплимент — как, например, называть Черновцы «маленьким Парижем». Вот если бы Париж назвали «большими Черновцами» или Легара — «австро-венгерским Барничем»… Но не суждено! Или, как говорится, за неимением гейши смотрят гуцулку.