Олесь Бузина как исторический публицист - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олесь Бузина как исторический публицист

© Фото : Александр Чаленко
Читать в
Писателя и исторического публициста Олеся Бузину, убитого 4 года назад - 16 апреля 2014 года - в Киеве украинскими националистами, в истории родной земли чрезвычайно волновали две темы - Малороссия и Украина

Бузина не был историком по образованию. Он русский филолог, учившийся в Одесском и Киевском университетах — однако, как говорится, увлекался историей родного края.

Сначала он занимался только критикой культурных идолов украинства — прежде всего, Тараса Шевченко. На это его подвигли Владимир Набоков, который не оставил камня на камне от Николая Гавриловича Чернышевского, идейного вождя русской революционной интеллигенции, в 4-й главе своего романа «Дар», и Юрий Карабчиевский со своей необычной книгой «Воскресение Маяковского». Услышав эти тексты на радио «Голос Америки», Бузина захотел поработать в этом жанре.

В России появилась первая биография обличителя украинского сепаратизма – Николая УльяноваЕё автор питерский историк Петр Базанов рассказал изданию Украина.ру, почему уроженец Северо-Запада России увлекся украинским вопросом

Надо также отметить, что писатель был, как и Игорь Стрелков, историческим реконструктором. Участвовал во всяческих реконструкциях исторических сражений. Он даже пошил себе белогвардейскую форму офицера-дроздовца. Коллекционировал также разного рода исторические артефакты — например, в его коллекции был настоящий голубой мундир австро-венгерского офицера и австро-венгерские награды.

Первой собственно исторической книгой Олеся Бузины можно считать «Тайную Историю Украины-Руси», вышедшую вслед за «Вурдалаком Тарасом Шевченко» в 2007 г. Но в отличие от его работ, опубликованных позднее, она не была еще концептуальна.

В планах писателя было издание еще двух книг — о белогвардейском Киеве и об ОУН-УПА*. Также он хотел создать серию исторических детективов а-ля Акунин, главным героем книг должен был стать Алекс Тугаринов. Бузина даже начал их писать и псевдоним придумал — Алекс Сюро, но, увы, этим планам не суждено было сбыться.

Малороссия должна воскреснуть!

Одной из дорогих Бузине идей была идея Малороссии, её воскрешения. Даже его книга, вышедшая в 2012 году, за год до Евромайдана, так и называлась — «Воскрешение Малороссии».

Как у фаната Российской империи, Белой идеи, русского офицерства, русской литературы, русской монархии, русского дворянства, слово «Украина» вызывало у него серьезное неприятие. Оно ему не нравилось своим антирусским сепаратистским содержанием. Бузина полагал, что от него в конце концов надо вовсе отказаться.

Считал, что ту территорию, которую сегодня принято называть Украиной, лучше всего и, главное,  правильнее было бы снова наименовать «Малороссией», то есть возвратить исконное название. В нем ему нравилось, во-первых, то, что там слышались слова «Россия» и «русский». Во-вторых, оно указывало на то, что все русское пошло именно отсюда.

Иннокентий Гизель
Почему ректор Киево-Могилянской академии не знал о существовании украинцевНасколько можно судить о существовании украинского народа и степени его отдельности от народа русского? В поиске ответов на эти вопросы может помочь учебник истории - особенно, если он написан киевлянином.

Бузина ни в коем случае не отрицал существование украинцев, но предпочитал их называть «малороссами». При этом он полагал, что у малороссов двойная природа, двойная самоидентификация: с одной стороны, они малороссы, а с другой — русские.

Самый счастливый период существования Малороссии, по его мнению — это ее пребывание в составе сначала Московского царства, а затем и Российской империи, начиная со второй половины XVII века, когда было покончено с тяготами пребыванием православных малороссов Левобережья в составе католической Речи Посполитой и заканчивая катастрофой 1917 года. 

Причем катастрофа была не только в гибели империи, но и в том, что большевики стали строить в Малороссии чуждую ей, искусственную Украину (а само ее имя фактически попало под запрет), и породили в конце концов то, что мы сегодня презрительно называем «свидомизмом».

Бузина с ужасом и сожалением писал по этому поводу:

«…Прекрасную Малороссию ненавидит все то, оккупировавшее ее, что называет себя «незалежним» и «национально свидомим». Ненавидит какой то лютой, почти животной ненавистью! Словно именно Малороссия не дает ей слопать лишнюю порцию вареников. 

Но я никогда не стыдился своих малороссийских корней. Мои предки тоже с Полтавщины, как и предки Гоголя. Малороссия — достойная, корневая часть Украины, сердце Руси — ее основа. Те самые десять левобережных казачьих полков, которые не поддались ляхам и унии, не предали душу и присягнули на верность православному царю. И присягу эту хранили, пока был царь!»

Первый после Суворова. Как потомок казака из Полтавы стал великим русским полководцемПожалуй, войсковой товарищ Полтавского полка, т.е. рядовой малороссийский казак Федор Цаленко был бы очень удивлен, если бы узнал, что его прямой потомок штурмом возьмет Варшаву, подчинит Польшу и будет назначен ее правителем. О таком не мечтал даже Хмельницкий, призывавший царя Алексея Михайловича провести границу с Польшей по Висле.

Для Бузины малороссы в Российской империи ни в коем случае не были людьми второго сорта, какими были галицкие русины в Австро-Венгрии. Это были те, кто на первых ролях строили Империю, будучи на военной и гражданской службе.

Поэтому он считал своим долгом рассказывать своим украинским согражданам о лучших сынах Малороссии, таких как соратник Петра Первого и идеолог Империи — Феофан Прокопович, философ-хиппи Григорий Сковорода, которого очень любил Лев Толстой, братья Разумовские, аристократические роды Кочубеев, Родзянко и Трощинских и, конечно же, фельдмаршал Паскевич, взявший в XIX веке штурмом Варшаву.

Бузина напоминал, что корни русского композитора Петра Чайковского, русской поэтессы Анны Ахматовой, русских сатириков Зощенко и Аверченко — малороссийские. Так что нельзя отрекаться от Малороссии, а раз так — и от Российской империи, эпоха которой была благом для его малой родины.

Вопреки официальной традиции

Украинскую идею Бузина откровенно отвергал и всегда указывал на то, что она создана неудачниками. Что может хорошего придумать и реализовать неудачник? Ничего. На то он и неудачник.

Генезису украинской идеи и реализации ее ненавистными ему большевиками писатель и посвятил свою последнюю домайданную книгу «Союза плуга и трезуба. Как придумали Украину», вышедшую в 2013 году.

Галицкое украинство: от региональной идентичности до обслуги австрийского империализмаЧто за люди конкурировали с русофильским движением Галиции? Откуда они взялись? Какова была основа их взглядов? Что ими двигало? Давайте попробуем с этим разобраться

Задачу, которую он поставил перед собой, когда писал эту книгу, Бузина сформулировал следующим образом:

«Перефразируя одного популярного автора, историю Украины, как и любой другой страны, можно написать по-разному. Марксист стал бы рассматривать ее как борьбу классов. Православный идеалист — как назидательный урок свыше человеческой популяции, осмелившейся жить без Бога в сердце и Царя в голове. Но я хотел бы реконструировать возникновение Украины совсем под другим углом — как историю массовых психозов и навязчивых идей».

Книга открывается упоминанием того, что автор эпохальной в истории украинского национализма книги «Самостийная Украина», позабытый всеми Николай Михновский, повесился на яблоне в ночь с 3 на 4 мая 1924 года в центре Киева. Умер он в полном забвении. 

Как могла возникнуть Украина на здоровом теле Малороссии? Бузина отвечает следующим образом: сначала была идея — украинская идея, которая совершенно не приживалась в Малороссии, максимум, чего она могла добиться, — не очень большое число последователей.

Площадь Независимости в Киеве
Являлась ли Украина колонией РоссииОтправной точкой для написания этого эссе стали неоднократные высказывания украинского общественного деятеля в области исторической политики Владимира Вятровича. Суть высказываний этого активного апологета «декоммунизации» сводится к тому, что все годы своего существования Украина была колонией царского Санкт-Петербурга и большевистской Москвы

Её авторы в конце концов вынуждены были отправляться в Галичину (например, историк Грушевский), где под присмотром австро-венгерских властей обрабатывали культурную верхушку галицких русинов, ставших постепенно видеть в себе не русских, а каких-то неведомых миру «украинцев».

Именно Галичина и породила в конце концов Украину (сначала идейно), которая утвердилась на землях Малороссии с приходом большевиков, ставших реализовывать украинскую идею — естественно, с поправкой на марксистскую демагогию. Именно Галичина, присоединенная перед Великой Отечественной войной, не дает до сих пор Малороссии, не говоря уже о Новороссии, оправиться от летаргического сна и стать на путь освобождения.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала