Сейчас, по данным социологических исследований, Зеленский — наиболее реальный кандидат на пост президента Украины. Сможет ли он стать президентом, и что его ждёт на этом посту?
Социология
В последние дни перед выборами итоги соцопросов публикуются часто, и мы можем проследить ситуацию в динамике.
По данным исследования, проведённого социологической группой «Рейтинг» 1-7 марта, рейтинг Зеленского составлял 24,7% от числа активных избирателей. Тогда мы считали, что насыщение достигнуто и рост рейтинга завершился. Спад темпов был вполне ощутимым — если в январе, по сравнению с декабрём, рост составил 8%, то в феврале, по сравнению с январём, — всего 3%, а в марте роста не было вовсе.
Но вот появились данные совместного исследования трёх центров (КМИС, центра им. Разумкова и группы «Рейтинг»), проведённого 5-14 марта, в нём Зеленский получает 27,7%. Рост — 3% за неделю!
КМИС проводит собственное исследование 14-22 марта, и там уже 32% — ещё +4%.
Может, конечно, всё обстоит и не так. Ведь разные службы дают разные цифры. Например, Украинский институт социальных исследований и центр «Социальный мониторинг» насчитали на 25 марта 29%. Но и эта служба даёт 7% рост рейтинга за месяц.
Таким образом, есть основание полагать, что «живой» рейтинг Зеленского перед первым туром — свыше трети голосов.
Во втором туре всё гораздо хуже — в случае выхода во второй тур Зеленского и Порошенко первый получает 39% от всех избирателей. Это зафиксированный на настоящий момент электоральный предел. В данных ЦИК при 60%-й явке это будет больше 55%.
Ах, да — Порошенко в этом случае получает 18%. В два раза меньше.
Шансы на выборах
Само собой разумеется, что результаты выборов будут не такими, как у социологов.
Во-первых, будет другая явка.
Впрочем, тут как раз ничего особенного нет — процент, высчитанный на основе голосов людей, которые собираются участвовать в голосовании, в основном совпадает с данными избиркомов (упрощение, конечно, — это касается только кандидатов второго и третьего плана).
Во-вторых, будут фальсификации.
Особенность фальсификаций — не только рост числа голосов за того, в чью пользу фальсифицируют, но и падение всех вообще процентных результатов — за счёт роста числа «проголосовавших». Ну и, разумеется, отдельное падение числа голосов в поддержку того, от кого отсчитывают. Вообще, к банальному перекладыванию бюллетеней из стопки в стопку прибегают редко, но бывает и такое. А Зеленский в этом отношении очень удобен: голосов у него много, а наблюдателей — мало.
В-третьих, явка избирателей Зеленского будет невысока.
Вообще, носители «протестных голосов» часто не доходят до избирательных участков, а у Зеленского ещё и высока доля молодёжи в электорате. Да ещё и рейтинг Зеленского рекордный, что ведёт к «обмелению» потока избирателей (зачем голосовать, если он и так победит?).
Впрочем, тут возможны варианты. Если раньше мы оценивали снижение голосования за Зеленского в день выборов примерно в 8% от результатов ЦИК, то сейчас ситуация меняется. Похоже, люди будут уже из принципа идти, чтобы проголосовать во вред политической элите. Нельзя исключать даже победы Зеленского в первом туре.
В-четвёртых, перед вторым туром выборов Зеленскому придётся много говорить по делу, а мы знаем, что это не самая сильная его сторона. Но так ведь и голосуют за него не потому, что он умеет хорошо говорить, а потому, что он не такой, как те, кто умеет хорошо говорить.
Несмотря на работу всех этих факторов, сбить волну не удастся. Слишком велик разрыв. Даже 10% компенсировать невозможно, а 15% — это запредельно. То же касается двукратного отрыва во втором туре.
В общем, мы не видим, как Порошенко может компенсировать этот разрыв в рамках демократической процедуры. Разве что он пойдёт на срыв выборов путём, например, организации терактов (они уже анонсированы).
Проблемы президента Зеленского
1. Кто будет управлять страной?
Первой и главной проблемой Зеленского после победы на выборах будет определение формата отношений с Игорем Коломойским.
Вообще эти отношения, как представляется, очень свободные и, скорее, являются отношениями старшего и младшего партнёров. Но после выборов весомость младшего партнёра существенно вырастет. Чем больше будет процент полученных им голосов, тем более глубоко будут перестраиваться отношения с Коломойским.
В то же время без Коломойского многие проблемы просто нерешаемы — ведь Зеленскому надо будет формировать команду и налаживать отношения с политиками и бизнесменами…
Это не говоря о том, что Зеленский окажется между Коломойским и улицей Сикорского, где находится посольство США, причём их интересы не просто не совпадут, но и будут противоречить друг другу…
В общем, вертеться Зеленскому/Голобородько предстоит, как ужу на сковородке.
2. С кем Зеленский будет управлять страной?
Своей команды у Зеленского нет. Взять команду со стороны — угробить всё дело с самого начала. Причём это в равной степени касается и кандидатур, которые предложит Коломойский, и кандидатур, которые предложит Госдеп. Последних кандидат уже презентовал и получил всё причитающееся за поддержку Супрун и Абромявичуса.
Ну не будешь же набирать команду по объявлениям, как это, собственно, было обещано? В этом случае в неё попадут в основном гражданские активисты: шумные, аморальные, неразборчивые и бестолковые.
3. Что делать с правительством?
У Зеленского нет не только кандидатуры на пост премьера, но и какой-то видимости представительства в парламенте. Можно, конечно, обратиться к Коломойскому и получить правительство Тимошенко. Но она захочет управлять сама. И добьётся этого, если, конечно, сможет сформировать коалицию (что маловероятно).
Наиболее вероятный сценарий — сохранение правительства Гройсмана до парламентских выборов. После этого в Раде уже будет партия «Слуга народа». Правда, можно не сомневаться, что сотрудничество с Гройсманом и Супрун сильно проредит число желающих голосовать за партию президента. Но это — его проблемы.
4. Как решать проблемы страны?
Это самое простое и самое сложное.
Простое, потому что достаточно действовать в соответствии с программой Зеленского. Например, попытаться сесть за стол переговоров с Путиным и обнаружить, что: а) Путин не считает коломойского посипаку (укр. приспешник. — Ред.) ровней себе; б) Путин требует буквального выполнения Минских соглашений.
И так — по всем пунктам. У Зеленского нет программы каких-то преобразований, которые бы позволили улучшить жизнь в стране. Придётся действовать по инерции, выполняя стратегический план Порошенко.
А тут как раз начнутся сложности. Первая состоит в том, что даже сам Порошенко, политик очень сильный, продавить всё, всюду и одновременно не может. Тем более не сможет Зеленский. Вторая — реализация стратегии Порошенко вызывает недовольство населения. И как Зеленскому потом доказывать, что он чем-то от Порошенко отличается?
Тяжела ты, шапка Мономаха…