Украине показали очередной продукт кинематографического агитпропа, снятого за народные деньги, чтобы еще раз продать этому же народу апокрифический миф о молодых украинских героях, противостоявших кровавой большевистской орде. Лента «Круты 1918» была снята режиссером Алексеем Шапаревым при поддержке украинского Госкино, а ее общий бюджет составил около 52 миллионов гривен. Такая щедрость неудивительна, ведь одну из ролей в картине по сложившейся в украинском кино кумовской традиции застолбил для себя министр культуры Евгений Нищук, который недавно снялся в фильме «Тайный дневник Симона Петлюры» и наверняка не отказывался от полагающихся ему гонораров, помогающих выжить на скромную зарплату государственного чиновника.
Судьба этого патриотического шедевра была вполне предсказуемой. Новая лента — смесь скучного блокбастера и дешевой истерической мелодрамы — понравилась только националистам, которые особо отметили ее четкий пропагандистский посыл, прямолинейный, как дуло винтовки системы Мосина.
«Фильм, который четко расставляет маркеры. Показывает добро и зло. Не окунает нас в печаль «неоднозначности и противоречий». Есть четкий враг: жестокий, демонический (особая благодарность за образ Муравьева), безжалостный, тупой в своей миссии, русскоязычный, управляемый из Петрограда, России. Есть четкий антагонист зла: смелый, сообразительный, устойчивый, украиноязычный, управляемый Киевом… Не должен идти брат украинец на брата украинца. Бить надо только кацапа», — написала об этом член исполкома Черкасского горсовета, «свободовка» Диана Тяско. И этот ксенофобский отзыв не заслуживал бы внимания рецензента, если бы его не запостил в своем блоге глава Госкино Украины Филипп Ильенко, также состоящий в ультраправой партии Тягнибока.
И действительно — командовавший наступающими на Киев красными Михаил Муравьёв был представлен создателями фильма в образе демонического, инфернального существа, занятого геноцидным истреблением украинцев. При этом эсер Муравьев везде выставляется авторами картины в качестве большевистского лидера, хотя он никогда не состоял в ленинской партии и уже через несколько месяцев был расстрелян большевиками за вооруженный мятеж против советской власти. В свою очередь, противостоящие красногвардейцам и матросам студенты изображены режиссером Шапаревым приторно-слащавыми, идеализированными героями нации, с полными пафоса фразами, как будто это рекламный фильм про святых мучеников, снятый по заказу римского Ватикана.
Такая неприкрытая ходульность образов была отмечена всеми непредвзятыми критиками, которые разнесли не только сюжет картины, но и техническое качество представленного зрителям материала. «О том, что монтаж у фильма плохой, говорили даже в очереди в дамский туалет. О том, что критики и журналисты не понимали, что происходит в фильме, говорили везде… Вся эта патриотическая лабуда в начале и в конце — это рекламный ролик. Это вообще НЕ кино — это патриотическая реклама», — написала журналистка Олеся Анастасьева.
«Я, наконец, нашла наиболее точную характеристику того, что сейчас у нас называют патриотическим кино. Это кино для людей, которые равнодушны к сексу. Или вообще его не любят. Иногда мне кажется, что и наш национальный герой должен быть абсолютно асексуальным. Он должен любить только Родину. Таким, по крайней мере, его постоянно пытаются слепить. Поэтому у нас и нет национального киногероя», — вторила ей обозреватель Лена Чиченина.
«Круты 1918» — скучный фильм, полностью основанный на исторических мифах. Достаточно сказать, что в нем почти не представлена тема январского восстания киевских рабочих, которые выступили против националистов, опираясь на поддержку перебежавших от них солдат. Эта тема затронута у Шапарева лишь походя, а сами участники восстания представлены режиссером как манкурты и агенты Кремля. Между тем, реальная история боя под Крутами хорошо известна благодаря публикациям независимых историков и публицистов — это история глупости, трусости и предательства, потому что националистические офицеры бежали с места сражения, бросив наспех сколоченный отряд студентов. Причем в этой истории особо отличился их командир Аверкий Гончаренко, который благополучно удрал с места событий, а впоследствии продолжил бороться «за Украину» в качестве гауптштурмфюрера дивизии СС «Галичина».
При этом гимназист Игорь Лоський вспоминал о том, что наступавшие красные опирались на массовую поддержку местного украинского населения, до такой степени, что спасшиеся после скоротечного боя у Крут студенты не могли перейти в Киев по мосту, который контролировал распропагандированный красными военный отряд Центральной Рады. Они перебрались на правый берег по льду, потеряв еще несколько утонувших товарищей, и встретили за рекой совершенно враждебный им город. «Демиевка была захвачена сторонниками большевиков — рабочими местных фабрик. Мы уничтожили свои военные документы и все знаки различия, выбросили оружие, и каждый сам по себе пошел дальше, предварительно договорившись, что будем выдавать себя за демобилизованных солдат российской армии», — печально писал он об этом в своих мемуарах.
Таким образом, фильм «Круты 1918» пополнит длинный список однодневных пропагандистских киноподелок, которые проходят в Украине при пустых залах. Патриотические чиновники успешно решают с их помощью творческую задачу освоения бюджетных средств, а критики уныло клянут бездарность очередного украинского режиссера.
«Можно напомнить, что все аналогичные патриотические фильмы, снятые после 2014 года, постигла такая же судьба. Не пошел зритель на фильм «Киборги», на который выделили из госбюджета 48 млн грн, а кассовые сборы дали лишь 20 млн. Провалился и фильм «Горькая жатва» режиссера Джорджа Менделюка, снятый на деньги канадской диаспоры при поддержке госбюджета и повествующий о голодоморе. При бюджете в 20 миллионов долларов он принес только 322 тыс. долларов. Фильм «Красный» (того же режиссера, который снимал «Позывной Бандерас»), героизирующий УПА, при бюджете в 20 млн грн в прокате дал лишь 3 млн грн. «Моя бабушка Фанни Каплан» в прокате собрал лишь около 340 тыс. грн при бюджете в 22 млн грн. Патриотический фильм «Незламна» при бюджете 38 млн грн собрал всего 14 млн грн. Чуть ли не единственный украинский фильм, окупившийся в прокате и принесший его создателям относительно небольшую прибыль, — «8 лучших свиданий» — это комедия, не затрагивающая политических вопросов, снятая на русском языке и без финансирования из госбюджета. Рекорды посещаемости в октябре этого года бьет фильм «Безумная свадьба» — тоже легкая аполитичная комедия», — напоминает об этой скорбной статистике украинский журналист Дмитрий Ковалевич.
Можно не сомневаться — об этих фильмах забудут буквально завтра. В то время как великие картины о восставших против националистов рабочих — довженковские ленты «Щорс» и «Арсенал» — навсегда останутся в списке шедевров мирового кино.