Полученные американскими социологами данные выглядят сенсационными, но мы уже обращали внимание, что январские исследования украинских служб «поймали» рейтинг Зеленского на восходящем тренде, что у Тимошенко наблюдается кризис избирательной кампании, а Порошенко только подошёл к своему электоральному пределу. Таким образом, в теории эти данные могут быть вполне адекватными текущим общественным настроениям.
Так или иначе, Зеленский остаётся электоральным лидером по всем данным, и логично проанализировать причины его успехов и вероятных провалов или неудач.
В чём сила клоуна
1. Владимир Зеленский обладает огромной известностью
С политтехнологической точки зрения главная проблема человека, который только входит в политику, — добиться узнаваемости. Зачастую политические достоинства кандидата упираются в потолок узнаваемости, и реализовать их оказывается невозможно.
У Зеленского такой проблемы нет в принципе — он более чем раскрученная медиаперсона (не только актёр шоу и кинофильмов, но и персонаж коммерческой рекламы, например, Киевского ювелирного завода) со 100%-ной узнаваемостью в целевой аудитории. Обращаем внимание — именно в целевой, среди людей в принципе интересующихся политикой. Потому что широкая известность вообще, вне политической повестки дня, каких-то особых бонусов не даёт — да, известность есть, но её конверсия в политический рейтинг — задача отнюдь не тривиальная.
Нынешний взрывной рост рейтинга Зеленского связан именно с электоральной реализацией уже имеющейся известности. Собственно, рост происходит по мере того, как люди получают информацию о выдвижении Зеленского и обдумывают ее. Что примечательно — всю информацию о выдвижении шоумена люди получают из независимых от кандидата источников.
2. Владимир Зеленский связан с политикой
Мы уже указали, что Зеленский обладает 100%-ной узнаваемостью в целевой аудитории. Связано это с тем, что шоу «Вечерний квартал» само по себе очень политизировано и популярно благодаря сатире в адрес ведущих политиков. То же касается мультсериала «Сказочная Русь» и телесериала «Слуга народа».
В общем, это визуализация известной пословицы — «как жаль, что все выдающиеся политики и политологи уже работают таксистами и парикмахерами». Зеленский едко высмеивает украинских политиков, и люди делают из этого вывод, что он не только знает, за что ругать, но также и знает, как делать иначе (это, кстати, совершенно необязательно, но… люди верят).
3. У Зеленского крайне низкий антирейтинг
А, собственно, откуда ему взяться? Зеленский не является политиком и не воспринимается как бизнесмен, а именно эти две профессии порождают самый большой антирейтинг. Между тем, при большой конкуренции в первом туре выборов во втором происходит соревнование не рейтингов, а антирейтингов — выигрывает тот, у кого он наименьший.
Конечно, какой-никакой антирейтинг у Зеленского есть. По данным последнего исследования группы «Рейтинг», за него никогда не будут голосовать 13% активных избирателей. Составляющие этого антирейтинга следующие:
— не может быть эффективным политиком из-за своей профессии, не имеет программы и команды;
— связан с олигархом;
— позволяет себе недопустимые высказывания в адрес Донбасса и давал деньги на АТО (это раздражитель для избирателей Юго-Востока).
Первые два пункта достаточно существенны и служат реальным ограничителем для роста его популярности. Однако они всё же имеют виртуальный характер — никакого реального ущерба он никому не нанёс.
4. Зеленский — новое лицо в украинской политике
Опять же не совсем. Как критика политики и политиков его знают очень хорошо, но о намерении именно участвовать в политике он заявил впервые.
Именно в этом качестве он очень востребован. Нынешняя политическая элита полностью себя дискредитировала. Причем самое неприятное состоит в том, что политический класс Украины только что пережил большую чистку в результате Майдана, но результат оказался ещё хуже. Люди, которые пытаются делать карьеру в политике, быстро проникаются корпоративным духом и теряют человеческие качества.
Таким образом, есть потребность в обновлении украинского политического класса за счёт людей «с улицы». Зеленский тут идеален: известен, компетентен, не участвовал, сразу идёт на высший государственный пост.
5. Исключительно эффективная избирательная кампания
Эффектный старт, с выходом в эфир до президента, с его новогодним обращением, сам по себе произвёл впечатление на общественность. Но дальнейшая кампания была еще лучше.
Во-первых, Зеленский не злоупотребляет рекламой. Вообще она посвящена ожидаемому третьему сезону сериала «Слуга народа», который станет гвоздём программы.
Кстати, сам по себе сериал уже вызвал обеспокоенность конкурентов, а Комитет избирателей даже потребовал оплатить его как политическую рекламу. Однако тут хорошего варианта нет: вышедший сериал действительно будет предвыборной рекламой, но невышедший даст совершенно сумасшедший эффект, ведь таким образом будет доказано, что действующие политики Зеленского боятся.
Во-вторых, кампания ведётся в социальных сетях в режиме диалога, причём эффект от неё очень велик. Такие проекты, как написание программы «я — клоун», дали сильнейшую обратную связь.
Отметим, что вообще привлечение избирателей к кампании (не за деньги, а за интерес) всегда даёт положительный эффект. Люди скорее чувствуют себя обязанными тем, кому они что-то уже сделали, чем тем, кто для них что-то сделал.
В-третьих, как и предполагалось, Зеленский не очень-то хорошо держит удар (достаточно вспомнить инцидент с обвинениями в российском бизнесе, когда кандидат начал довольно невнятно оправдываться), но пока что: а) общественность этого не замечает; б) ничего существенного нарыть не удалось.
6. Зеленский — сильная личность
Эта тема вообще находится далеко на задворках, хотя сама по себе она более чем перспективна. Зеленский ведь, не имея никакой «мохнатой лапы»:
— сумел подняться из провинциального индустриального городка;
— сделал карьеру в довольно маргинальном секторе популярной культуры (не певец, чай);
— приобрёл независимость (чего стоит один конфликт со всесильным олигархом от КВН Масляковым!);
— создал свой бизнес, проявив недюжинные организаторские способности (сама тема «токсична» — Зеленский выигрывает в том числе от того, что его способ существования не воспринимается как высокоприбыльный бизнес).
В чём слабость политика
1. Зеленский не заинтересован в победе
Он долго отказывался от выдвижения своей кандидатуры и потом говорил, что не хочет остаться в политике. Сейчас под влиянием высоких рейтингов и массовой поддержки настроение Зеленского наверняка изменилось, но у него появился интерес к тому, чтобы показать себя на выборах, а не в политике. Его мотивация к политической деятельности и занятию поста президента удручающе мала.
Опыт же показывает, что организовать победу кандидата, который даже просто сомневается в том, что ему нужно победить, — задача крайне сложная и в большинстве случаев вообще не решаемая. Тем более что провести кампанию без кандидата нельзя — Зеленский уже в ней участвует.
2. Неустойчивость электората
Тот избиратель, на которого делается ставка в кампании Зеленского, недисциплинирован и не слишком политизирован. Задача его привода на избирательный участок сама по себе чрезвычайно сложная. Если рейтинги Порошенко занижены (в условиях всеобщей ненависти его сторонники стараются не признаваться в своём выборе), то рейтинг Зеленского существенно завышен. Кстати, в недавней истории Украины такие явления уже были — например, в 2012 году партия УДАР Виталия Кличко и его кандидаты в одномандатных округах получили значительно меньше голосов, чем можно было ожидать, исходя из социологических данных, — ставка на молодежь себя не оправдала.
3. Отсутствие команды
В плане поствыборном команда как бы есть. Например, считается, что премьер-министром при президенте Зеленском может стать давний сотрудник Коломойского Игорь Палица. Но, понятно, такую «команду» предъявить обществу нельзя.
В плане выборном нужна сеть достаточно мотивированных людей, способных к работе в качестве членов избирательных комиссий и наблюдателей. Взять эту команду неоткуда — «под ключ» такие проекты не продаются, только формируются под кандидата или партию на протяжении ряда лет. Правда, компенсировать эту проблему можно за счёт соглашения о честных выборах, к которому присоединился Зеленский, но будут ли на него работать люди Тимошенко — большой вопрос.
4. Ключевой же проблемой является позиция Игоря Коломойского
Ему, конечно, было бы интересно заполучить политически неопытного человека на посту президента, но, с другой стороны, он отлично понимает и все риски такого проекта (и на выборах, и в случае победы). Многие эксперты полагают, что на каком-то этапе (особенно если наметится тенденция к снижению рейтинга) Зеленский снимет свою кандидатуру в пользу Тимошенко, с которой у Коломойского вполне рабочие отношения.