Особый интерес и кандидатов, и электората вызывает «новое лицо» украинской политики Владимир Зеленский. Собственно, про него есть две новости — очень хорошая, поскольку он вырвался в рейтинге «Рейтинга» на первое место. И совсем плохая — это ничего не значит на будущих выборах.
Хорошая новость: предвыборный креатив Зеленского работает
По данным последнего на 31 января социологического опроса группы «Рейтинг», проведенного в январе 2019 года, шоумен Владимир Зеленский вышел в лидеры избирательной гонки. Он опередил Юлию Тимошенко и действующего президента Петра Порошенко.
Результаты рейтинга опубликовало агентство «Интерфакс-Украина». За Зеленского готовы проголосовать 19% респондентов, Тимошенко поддерживают 18,2% опрошенных. За Порошенко готовы отдать свои голоса 15,1%.
Владимир Зеленский имеет самый высокий потенциал электорального роста (так называемый «второй выбор»). Его готовы поддержать 7,4% избирателей при условии, если их лидеры не будут участвовать в выборах.
Эти данные особенно показательны, поскольку Зеленский практически не ведет свою избирательную кампанию в классическом понимании. Не собирает помпезных съездов, а вместо этого заказывает в офис пиццу. Не ездит по городам и даже почти не засветился на наружной рекламе. Единственное место, где он активен по-настоящему, — это социальные сети. Зеленский в своих аккаунтах — «живой», доступный, понятный кандидат. Этим он вызывает интерес, доверие, участие.
Вот, например, Зеленский опять объявил конкурс — на лучшую рекламу для кампании. В своем «Инстаграме» он уже традиционно обратился к украинцам, чтобы они поучаствовали в создании слогана и билбордов, которые в феврале появятся на улицах. «Идея как с народовластием. Точно так же как с программой. Нам нравится слоган: «Весна покаже, хто де крав» или «Весна прийшла — саджати будем». С вас — выбор цвета. Пишите, присылайте нам. Хочется, чтобы эти билборды не мылили глаза, чтобы мы проезжали по разным городам и получали удовольствие. Давайте радоваться вместе», — говорится в видеообращении.
Зеленский уже не первый раз запускает интерактив с призывом к действию. Это хорошо сработало в его проекте по написанию предвыборной программы. Тогда шоумен, по информации пиар-менеджеров из его команды, получил около 350 тысяч анкет с предложениями, как реформировать страну. Пост посмотрели почти 300 тысяч человек, а прокомментировали почти 50 тысяч. Так, объединенные хэштегом и идеей, украинцы активно включаются в предвыборную кампанию Зеленского и таким образом работают на его популяризацию. Каждый комментарий под постом — это повышение рейтинга аккаунта, выход его в топ показов по прямым и тематическим поискам. То есть даже без рекламы алгоритмы соцсетей (в данном случае «Инстаграма») будут каждый день показывать определенной аудитории, проживающей на заданной локации, ролики Зеленского, обращения, фотографии. Причем интерактивы Зеленского очень простые и доступные. Они не призывают подумать, они призывают сделать (написать, лайкнуть, перепостить), как в детской викторине, когда вопрос очень простой, и ты на него отвечаешь автоматически, не задумываясь. Эти же принципы работают в соцсетях.
С выбором слогана билборда для Зеленского история такова: собственно, сам слоган уже придумали криэйторы команды кандидата, даже два. Подписчикам предлагают лишь выбрать цвет рекламного щита. И выбрать из трех предложенных вариантов: серый, голубой и зеленый. И какой же цвет больше подходит ЗеКоманде? Правильный ответ — зеленый. Он же больше всего набирает голосов в комментариях. А это именно то, что нужно технологам. Через личное участие подписчиков им легче внедрить стереотипы, ассоциации, а главное, сопричастность к процессу и ответственность. Раз я программу писал, слоганы выбирал, значит, фактически мои мысли кандидат в президенты излагает. А значит, и голосовать за него надо идти. Так подписчик становится избирателем, а его лайк конвертируется в реальный голос.
Кстати, последние данные социологического опроса группы «Рейтинг» показали, что украинцы готовы активно участвовать в жизни государства путем референдума. Почти 70% опрошенных выступили за принятие в Украине механизма принятия государственных решений через плебисцит. Именно на этом электоральном поле выстраивает свой диалог с избирателем «слуга народа», а потому и получает такой высокий отклик.
Плохая новость о том, что будет дальше
Впрочем, в том, что Зеленский вырвался в первые строчки рейтинга, нет ничего удивительного. На фоне «солидных» политиков — Порошенко, Тимошенко, Бойко и других — он выглядит весьма молодцевато. Те проводят солидные форумы и собрания, а Зеленский активно осваивает интернет, чуть ли не ежедневно предлагая новации.
Но, по мнению более опытных политиков, уже прошедших мясорубку выборов, дела у Зеленского совсем не так блестящи, как кажется. Например, Татьяна Монтян подробно расписала, что называется, посконную технологию выборов. Для того чтобы выставить своих представителей на избирательные участки по всей стране, вовсе недостаточно вести кампанию в интернете. Надо иметь по меньшей мере порядка 30 тысяч оплачиваемых сотрудников. И даже при наличии их вовсе нет гарантий, что им удастся пресечь нарушения и фальсификации, поскольку этих сотрудников необходимо обучить, проинструктировать, обеспечить им связь со штабом и так далее. Все это требует денег. По мнению Монтян, не менее 100 миллионов долларов. И такие деньги вряд ли даст Зеленскому олигарх Игорь Коломойский или кто-то из спонсоров, поскольку реальная победа Зеленского находится под очень большим вопросом. И опять дело не только в деньгах (хотя и в них тоже), а в основном в том, что для проведения масштабной агитационной работы, участия в выборах и контроля за правильностью подсчета необходимо иметь структуру, пронизывающую всю страну — от столицы до райцентра. У Порошенко, Тимошенко такие структуры есть, частично есть у «Самопомощи» и «Народного фронта», «Оппозиционного блока», а у Зеленского — нет. И создать такую структуру с нуля, за пару-тройку месяцев, невозможно.
И это — вторая и очень плохая для него новость.