Кабинет министров Украины совместно с международными партнерами ищет "мягкое решение" по долгу Украины, заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
Премьер напомнил, что Кабмин рассчитывает на рост экономики в 2019 году на уровне 3% и инфляции — менее 8%.
"Единственный вопрос, который беспокоит — вопрос долга. Это колоссальное испытание. И совместно с международными партнерами мы ищем мягкое решение", — сказал Гройсман.
"У нас бюджет следующего года будет составлять триллион двести миллиардов гривен и от этой суммы нам нужно отдать 427 миллиардов гривен, то есть третью часть бюджета", — сказал Гройсман.
Кто виноват?
По словам экономического эксперта Виктора Скаршевского, премьер несколько приуменьшил сумму госдолга, которую необходимо выплатить в 2019 году.
«Гройсман сравнил платежи по государственному долгу не с государственным бюджетом, а со сводным бюджетом, в то время как государственные долги отдаются из государственного бюджета.
Госбюджет на будущий год составляет один триллион 90 миллиардов, и если посчитать госдолг к государственному бюджету, это будет 38%. То есть, из налогов, которые мы платим в бюджет, почти 40% будет уходить на погашение и обслуживание госдолга. В этом году этот показатель составляет 30%, в прошлом году он был 28%. То есть, долговая нагрузка на государственный бюджет растет из года в год, и даже ускоряется», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру Виктор Скаршевский.
Не преминул премьер переложить всю вину за долговую яму, в которую свалилась Украина, на своих предшественников. Раньше Гройсман анонсировал «сложные решения» из-за огромного госдолга Украины. Он подчеркнул, что долги были накоплены с 2005 по 2013 год, когда Украина позаимствовала почти 50 млрд долларов. Теперь, по словам премьера, долговое бремя сдерживает развитие экономики и не дает повышать социальные стандарты.
Погашение госдолга Украины в 2019 году планируется на сумму 272,247 млрд грн, в том числе внешнего долга — 121,767 млрд грн. Помимо этого, 145,205 млрд грн будет направлено на обслуживание госдолга, в том числе 56,44 млрд грн — внешнего долга.
Виктор Скаршевский, который специально очень дотошно высчитывал, какие именно внешние долги сейчас погашает и обслуживает государство Украина, уверяет, что Гройсман говорит неправду.
«В этом году Украина должна отдать (обслуживание и погашение) 3,5 млрд долларов внешнего государственного долга, из которых 2 млрд долларов — это те долги, которые были взяты, начиная с 2014 года. Эти долги сделало правительство Яценюка и «ранний Гройсман».
Например, 25 сентября Украина выплатила процентный платеж в сумме 110 миллионов долларов по евробондам на 3 млрд, которые размещало уже правительство Гройсмана в сентябре 2017 года. А в целом 220 млн долларов процентов уже было в этом году уплачено за этот трехмиллиардный кредит. Явно это долги не Януковича, не Ющенко, не Кучмы, не Тимошенко и не Еханурова, как сейчас любят ссылаться. Сейчас Украина отдает преимущественно те долги, которые брали уже при нынешней власти. И то, что все это манипуляция и неправда подтверждает еще один показатель.
Если все было бы, как говорит Гройсман и отдавались бы только те долги, которые были взяты раньше, то внешний долг за эти четыре с половиной года должен был бы уменьшиться либо остаться на том же уровне. Но, согласно открытой статистике на сайте Минфина, внешний долг с 2014 года увеличился на 10 млрд долларов. То есть, они взяли на 10 млрд долларов больше, чем отдали. Гройсман критикует пагубную политику предыдущих правительств, но ее же интенсивно и продолжает. Кстати, при президенте Януковиче именно на такую сумму — 10 млрд долларов — внешний долг и увеличился», — пояснил Скаршевский.
При этом долги, которые правительство делает сейчас, отметил экономический эксперт, вовсе не являются «длинными деньгами».
«То, что взяли в 2014 году, отдаем уже в 2018. А, например, частное размещение на 725 млн долларов под 9,2%, которое правительство сделало в августе этого года, вообще на полгода. Уже в феврале, аккурат перед президентскими выборами, этот долг будет возвращен», — сказал Скаршевский.
Что делать?
Прибегает Гройсман к манипуляциям не только с цифрами, но и с ценами на газ для населения, умалчивая, что именно его правительство в апреле прошлого года приняло постановление с конкретной привязкой цены к импортному паритету. И вряд ли Гройсман сделал это под дулом автомата.
Но, тем не менее, в эфире ток-шоу на одном из украинских телеканалов Гройсан назвал Украину заложницей Международного валютного фонда. По его словам, с МВФ «записать что-то» можно лишь однажды и вычеркнуть оттуда уже невозможно.
«Поэтому Украина сегодня и является заложницей», — констатировал Гройсман.
По мнению Скаршевского, заложниками МВФ страну делает исключительно неполноценное правительство, у которого нет собственной программы и видения развития экономики.
«Правительство, у которого вместо стратегии — «только день простоять и ночь продержаться», чтобы перекредитоваться для выплаты предыдущих долгов. А если дадут, то и еще взять, чтобы распилить через бюджет. На самом деле Украина — никакой не заложник.
Кредиты МВФ идут в резервы Нацбанка, и НБУ не может тратить эти деньги, например, на поддержание курса гривны. Получается, что Национальный банк может тратить кредиты МВФ только на возврат кредитов МВФ. НБУ должен МВФ около 7 млрд долларов, и он может прямо сейчас, без всяких затрат, взять и отдать их Фонду. Но звучит это очень сильной крамолой, все равно, что сказать в церкви, что бога нет — сразу начнется критика, что резервы уменьшатся, значит, будет давление на валютный курс.
Но какая разница, какое давление, если и так они не могут этими деньгами противостоять этому давлению? Правительству проще сейчас выйти на внешние рынки заимствования и под высокий процент, но взять три миллиарда долларов без всяких обязательств. Но это сработает только тогда, когда у правительства есть своя программа — не только обеспечить передышку, но и воспользоваться ею. Но нынешнее правительство этого не умеет», — считает Скаршевский.
Лучшим выходом из ситуации, по мнению экономиста, будет реструктуризация долгов.
«Но не так, как Яресько — под более высокие проценты да еще и с привязкой к ВВП, — а, например, на 30 лет под низкий процент. Интерес инвесторов будет в том, что Украина вообще в принципе им отдаст деньги. Если кредиторам показать четкий бизнес-план, стратегию развития, то на их месте можно и соглашаться. Я только так вижу какие-то возможности выйти из долговой кабалы. Иначе жизнь будет уже не «от кредитного транша до кредитного транша», а от дефолта к дефолту, в котором, кстати, Украина находится с декабря 2015 года», — подчеркнул Скаршевский.
Потери неизбежны
А Гройсман пока убаюкивает украинцев, заявляя, что повышение цен на газ пройдет с «минимальными потерями».
«Я вижу у МВФ понимание ситуации. Они оценивают реальные доходы людей. Я уверен, что мы сможем с минимальными потерями выйти из этой ситуации», — сказал премьер в том же телеэфире.
По словам главы правительства, четкого решения пока нет, но идут «конструктивные переговоры по ценам на газ» с Международным валютным фондом.
«Украине нужно вернуть 33 млрд (долл — Ред) долга, кроме этого, мы используем 5 млрд (долл — Ред.) ежегодно на обслуживание», — аргументировал Гройсман важность продолжения сотрудничества Украины с МВФ.
Каковы на самом деле будут потери, можно предсказать уже сейчас. Свежие данные от украинского Госстата свидетельствуют, что на конец августа 2018 года задолженность украинцев по оплате коммунальных услуг составляет 38,4 млрд гривен. Большего всего население задолжали за природный газ — по состоянию на август сумма задолженности составила около 16,7 млрд гривен. И, учитывая дальнейший рост тарифов и сокращение объема средств на субсидии, задолженность будет только нарастать.