Не видит провала украинский экономист Виктор Скаршевский. Техническая миссия — она и есть техническая миссия, отмечает он. Решений по (не)выделению кредитов она не принимает. Вместо этого эксперты МВФ встречаются с членами Кабинета министров и Нацбанка, оценивают выполнение Меморандума между государством и МВФ, а также состояние украинской экономики.
Так что процесс продолжается.
Мы только посмотреть
МВФ в первую очередь интересуют состояние и реалистичность государственного бюджета Украины. Его дефицит, согласно одному из требований Фонда, не должен пресекать граничную линию в 2,5% ВВП.
«Бюджет-2019 должен устроить МВФ, потому что документом предусматривается заморозка зарплат и сокращение социальных расходов с учетом инфляции в реальном выражении (с учетом колебания уровня цен — Прим. Авт.). А бюджетный дефицит — в рамках 2,26%. В Меморандуме так и записано: дефицит должен быть 2,4% со стремлением к показателю 2,2%», — рассказал эксперт.
Тем не менее, Скаршевский уверен: Украина все-таки явно провалила программу сотрудничества с МВФ. Потому что по общей программе, подписанной в 2015 году и рассчитанной на четыре года, должны были получить $17,5 миллиардов, а получил Киев только $8 миллиардов.
Аналитики МВФ желают проверить проект бюджета — хотят увидеть, заложено ли в документе повышение тарифов на газ. Ожидается, что первый этап повышения с привязкой к импортному паритету (согласно постановлению Кабмина №187 от 22 марта 2017 года, о котором издание Ukraina.ru неоднократно упоминало в своих публикациях — Прим. Авт.) — на 25%. Всего же — три этапа по 25%, растянутые до 2020 года. Тарифы повысят в два раза, а коммунальные платежи, говорят эксперты, возрастут на 70%.
Фонду не терпится подтвердить реальность правительственных заявлений.
Скаршевский считает, что поднимать тарифы будут уже на текущей неделе, поскольку с 15 октября на Украине начинается отопительный сезон.
Осенью бюджета не будет
Эксперт по экономическим вопросам Всеволод Степанюк тоже считает, что госбюджет-2019 полностью соответствует прогнозам МВФ на следующий год. Однако некоторые цифры вызывают у аналитика недоумение.
«Инфляция на следующий год заложена в размере 7,4%. Да только цены на продовольственные товары украинского экспорта выросли за полгода более, чем на 15%. Соответственно, у нас инфляция не носит монетарный характер (рост уровня совокупных рыночных цен под влиянием выпуска денег — Прим. Авт.), она носит импортный характер. Доллар еще вырос на 10%. Уже мы имеем инфляцию до 20%, но никак не 7,4%. Цифры взяты абсолютно с потолка. Лишь бы угодить барину, который приехал посмотреть», — говорит Степанюк.
Он предположил, что Фонд, судя по всему, даст Украине транш только после верстки необходимого ему бюджета. Степанюк, в прошлом — финансовый прогнозист, заявляет, что в октябре еще будет непросто дать профессиональный экономический прогноз на следующий год. Так что бюджет-2019 вряд ли утвердят осенью.
Степанюк согласен со Скаршевским. Он уверен, что в МВФ хотят прикинуть, как Украина без кредитных денег учтет требования Фонда. Среди «хотелок» МВФ, напомним, повышение коммунальных тарифов, урезание субсидий, заморозка и не повышение зарплат госслужащим.
«Если повышается цена на газ, то это одна макроэкономика бюджета по доходам, расходам и субсидиям, если не повышается — другая макроэкономика, дотации остаются. Структурно бюджет будет немного другим», — отмечает Степанюк.
В свою очередь Скаршевский не устает повторять: с 2014 года тарифы на газ для населения повысили в 9 раз. А теперь их можно понижать — минимум вдвое: украинского, более дешевого газа уже достаточно для обеспечения потребностей населения.
«Укргаздобыча» добывает 15 миллиардов кубометров газа, столько же потребляют граждане», — отметил эксперт.
Нас перегонят
В целом Украина может обойтись без траншей от Международного валютного фонда, уверен Всеволод Степанюк. И сейчас как раз настал идеальный момент для разрыва отношений с МВФ.
С 2014 года, говорит экономист, кредиты Украине давали на столь невыгодных условиях, что долг в судебном порядке вполне можно признать недействительным. По аналогии с судом по «российскому долгу Януковича».
Снять оковы МВФ можно, закончив войну в Донбассе и подняв инвестиционную привлекательность — создав условия для прихода инвесторов. Иностранные капитальные инвестиции в Украину за год уменьшились более чем в четыре раза: в 2017 году за первое полугодие их было $2,343 миллиарда, а в 2018 году за этот же период — всего $493 миллиона.
Можно также пойти по пути государственного соинвестирования в новые проекты, говорят экономисты.
Напомним, сегодня Украина занимает нижнюю строчку по уровню ВВП среди постсоветских стран. Даже уровень 2013 года стал для страны недостижимым идеалом.
Впрочем, в украинском правительстве еще надеются на лучшее. Заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук в марте 2018 года рассказывал о двух сценариях правительства Гройсмана, как Кабмин собирался возвращать уровень экономики в стране к уровню 2013 года.
«Мы просчитывали два сценария, как вернуться хотя бы к уровню ВВП 2013 года. В принципе, это возможно в ближайшие три или четыре года», — говорил Титарчук.
А догнать экономически успешные страны Украина, по прогнозам, сможет только к 2053 году.