Об этом Банк России предупреждает в сентябрьском традиционном докладе о денежно-кредитной политике.
«Вместе с тем, около половины российского газа в Европу в 2017 г. поступало транзитом через территорию Украины. Истечение договора о транзите в конце следующего года и неопределенность, связанная с альтернативным трубопроводом "Северный поток — 2", создают риски для экспорта природного газа в дальнейшем», — сказано в документе.
В конце июня глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что в 2018 году компания бьет все рекорды экспорта в Европу при условии, что рост поставок фиксировался не только в холодные месяцы.
«По итогам года экспорт в дальнее зарубежье может выйти за пределы годовых контрактных количеств (205,3 млрд куб. м)», — отметил Миллер.
Он также добавил, что достижение максимального уровня годовых контрактных количеств по всем экспортным контрактам суммарно является принципиально новой системой координат.
«Думаю, что рубежным периодом можно назвать рубеж между 2019 и 2020 годом. 31 декабря 2019 года — 1 января 2020 года. Именно на этот период у нас с вами приходится окончание срока действия контракта на поставку газа на Украину, заканчивается контракт на транзит через территорию Украины… В марте 2020 года заканчивается газотранспортное соглашение по "Ямал-Европа" (польский участок). Плановые цифры ввода "Северного потока-2" — конец 2019 года, ввод в эксплуатацию первой и второй нитки "Турецкого потока" — конец 2019 года, начало поставок газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири" — 20 декабря 2019 года. Я думаю, что можно согласиться, что это рубежный период», — подчеркнул Миллер.
Также напомним, в ближайшее время в 2018 году с территории Финляндии начнется укладка подводной части газопровода «Северный поток-2». Реализация «Северного потока-2» идёт по плану и, как ожидается, новый газопровод начнёт работать в конце 2019 года.
США угрожают санкциями участникам «Северного потока-2», считая его вредным для конкуренции на европейском энергетическом рынке и потенциальным политическим рычагом. Россия отрицает какую бы то ни было политическую составляющую в проекте, называя его исключительно коммерческим и выгодным для европейских потребителей, обвиняя, в свою очередь, Вашингтон в использовании санкционного механизма в бизнес-целях — для продвижения СПГ из США на рынок Европы.