Об этом говорится в совместном заявлении министров юстиции Латвии Дзинтарса Разначса и Эстонии Урмаса Рейнсалу. Заявление было принято после встречи в Риге представителей двух стран.
Министры подчеркнули продолжающееся добросовестное сотрудничество между правосудием и международным правом в толковании последствий советской оккупации, с тем чтобы честно увековечить память жертв.
«В связи с этим министры юстиции двух стран в своем заявлении подчеркнули важность сохранения памяти о человеческих потерях, понесенных из-за советской оккупации, и изучения возможностей выдвинуть требование о возмещении ущерба к Российской Федерации как правопреемнику Советского Союза», — говорится в заявлении.
Главы ведомств представили юридическое исследование возможных дальнейших шагов по этому вопросу с точки зрения международного права, в том числе на уровне ООН.
Только за последний год польские власти уничтожили десятки памятников советским воинам-освободителям. При этом русскоязычные версии польских СМИ специально искажали данные о монументах, выдавая освобождение городов советскими войсками за оккупацию.
То же самое происходит в Украине, и, видимо, «групповая галлюцинация» перекинулась и на других страны постсоветского пространства.
В России неоднократно выступали с критикой разговоров об «оккупации» со стороны СССР. Посол России в Вильнюсе Александр Удальцов называл заявления о компенсации ущерба, якобы причинённого Литве, неправомерными и абсурдными. Такой же позиции придерживаются и в Совфеде. Председатель комитета по международным делам Андрей Климов поступок послов прибалтийских стран назвал «извращенной логикой, доведенной до своего курьезного конца».
В 2016 году Латвия попыталась подсчитать компенсацию за «советскую оккупацию». Правительственная комиссия во главе с Рутой Паздере выяснила, что Россия должна выплатить по меньшей мере €300 млрд, из которых €185 млрд составляет экономический ущерб.
После того как требования Паздере публично высмеял мэр Риги Нил Ушаков, глава комиссии пригрозила ему пятилетним тюремным сроком, а полиция безопасности Латвии обвинила чиновника в том, что его карикатура «в самом прямом виде соответствует геополитическим интересам России».