В настоящее время российско-американские отношения находятся в одной из самых низких точек со времен холодной войны, и ни администрация Трампа, ни Конгресс не демонстрируют особого желания наладить их.
Конгресс, провоцируемый антироссийской истерией многих американских СМИ, ввел новые санкции, чтобы наказать Москву за ее предположительное вмешательство в президентские выборы 2016 года. Закон о новых санкциях был составлен таким образом, чтобы президент не смог проигнорировать его требования, а это в свою очередь гарантирует, что этот закон — и все препятствия на пути к налаживанию отношений — будет оставаться в силе еще очень долгое время.
Из-за множества сомнительных контактов между некоторыми членами предвыборного штаба Трампа и российскими чиновниками, администрация не смогла сделать ни одного шага в сторону конструктивного взаимодействия с Россией, не спровоцировав при этом обвинения в том, что она выполняет распоряжения Москвы. Обычно реакция администрации на подобные затруднительные ситуации заключается в том, чтобы вторить наиболее привычным консервативным точкам зрения в спорных вопросах и не предпринимать никаких скоординированных усилий для налаживания связей с российским правительством.
Недавно госсекретарь Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) выступил в Центре Вильсона с речью, в которой он говорил о России в первую очередь как об угрозе для Европы. Хотя он отметил, что США хотят наладить «новые продуктивные отношения» с Москвой, он назвал все прежние провалы в отношениях исключительно результатом российской «агрессии». Согласно чрезмерно упрощенной точке зрения Тиллерсона, «обе попытки предыдущих администраций перезагрузить отношения между Россией и США-Европой повлекли за собой вторжение России на территорию соседнего с ней государства». Однако на самом деле все произошло не совсем так.
Война 2008 года, на которую Тиллерсон ссылается, стала результатом безрассудства грузинского правительства, его чрезмерного доверия к обещаниям Запада и вводящее в заблуждение обещание, данное лидерами НАТО на саммите в Бухаресте, что Украина и Грузия однажды смогут стать членами этого альянса. Какую бы «перезагрузку» Джордж Буш ни пытался провести в самом начале своего президентства, к тому времени она давно уступила место антагонизму в отношениях с Москвой. Это повлекло за собой выход США из Договора о противоракетной обороне, начало войны в Ираке, реализацию программы ПРО в Центральной Европе, расширение НАТО на восток и поддержку, которую США оказывали так называемым цветным революциям в бывших советских республиках.
«Перезагрузка» эпохи Обамы вначале позволила достичь некоторых успехов, однако все застопорилось, и Россию охватило негодование и обида в связи с принятием Закона Магнитского и вторжением в Ливию, обернувшимся сменой режима, против которого Россию убедили не выступать. Конфронтация вокруг гражданской войны в Сирии тоже внесла свой вклад в ухудшение российско-американских отношений. К тому моменту, когда в 2014 году на Украине разразился политический кризис, та «обнадеживающая» атмосфера, которая возникла в связи с «перезагрузкой», уже давно рассеялась, и реакция США и их союзников на украинский кризис только усугубили охлаждение в их отношениях с Россией. Если наше правительство не способно признать роль США в ухудшении отношений между Вашингтоном и Москвой, оно обречено повторять те же ошибки, которые совершили его предшественники.
С учетом этого напрашивается вопрос: возможно ли наладить нормальные продуктивные отношения между Россией и США? Несмотря на серьезные препятствия, о которых сказано выше, это возможно.
Какими бы натянутыми ни стали российско-американские отношения за последние несколько лет, их все равно нельзя назвать такими же плохими и опасными, какими они бывали в различные моменты холодной войны. Это доказывает, что сегодня у США и России гораздо меньше причин враждовать друг с другом, чем было прежде, и что с текущими разногласиями между ними намного легче справиться. Кроме того, у современной России гораздо меньше амбициозных внешнеполитических целей, чем было у СССР, и она представляет собой гораздо менее значимую угрозу для США и их союзников. У США нет никаких причин соперничать с Россией в непосредственной близости от ее границ, и тот факт, что Россия оказывает поддержку нескольким своим клиентам, ничем не угрожает интересам США. Коротко говоря, в большинстве случаев США и России вовсе не нужно становиться противниками, и США не нужно противостоять России там, где сохраняется ее влияние.
Для стабильности Европы и международной безопасности крайне важно, чтобы США и Россия поддерживали сотруднические отношения, которые позволят им реализовывать их интересы и улаживать разногласия. В те периоды, когда между Вашингтоном и Москвой были относительно хорошие отношения, уровень напряженности в отношениях между Россией и ее соседями тоже снижался.
Преимущества налаживания отношений не ограничиваются только Европой. Конструктивные отношения с Россией крайне необходимы для решения множества международных проблем, включая борьбу с терроризмом и урегулирование длительных конфликтов. В последние несколько лет у нас была возможность наблюдать намеки на то, чего именно мы можем достичь благодаря такому сотрудничеству. Речь идет о соглашении по иранской ядерной программе и новом договоре с Россией о сокращении вооружений, для подписания которых потребовалось провести серьезную дипломатическую работу. Чтобы восстановить отношения с Россией, нашему правительству нужно будет прикладывать массу подобных усилий на протяжении длительного периода времени, и Вашингтону необходимо будет воздерживаться от новых провокационных шагов.
Хорошим началом для администрации Трампа может стать отказ от плана по предоставлению оружия Украине. Такая мера является крайне неразумной, поскольку она может лишить нас шанса на налаживание отношений между Америкой и Россией.