По мнению представителей киевского правительства, украинцам больше нечего делать в России. Украинские власти весьма последовательны и абсолютно откровенны в своей политике разрыва с Москвой. Идеологическая составляющая в этом процессе, безусловно, играет свою роль, но не менее важно, что Киев решает одну совершенно конкретную задачу — сокращения населения страны.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что украинцам нечего делать в России и нет причин туда ездить. Единственным приемлемым мотивом для подобной поездки украинский министр считает родственников, живущих в России. «Если мы идем в Европу — мы должны идти в Европу», — объяснил он.
Кроме того, Омелян рассказал, что авиационное сообщение между двумя странами было прекращено по инициативе его ведомства, как и железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение с Крымом и Донбассом.
Комментарии представителей киевских властей, которые выглядят откровенно анекдотичными из России, стали уже вполне привычными. Однако куда важнее того, что слова у них в данном случае не так уж расходятся с делом.
Реальность, подкрепленная статистикой, хорошо известна.
Россия является важнейшим (вторым по численности после Польши) направлением трудовой миграции для украинских граждан. Четверть украинцев, выехавших из страны на заработки, работают в России.
Согласно официальным данным, только за первое полугодие 2017 года Россия поставила на миграционный учет 844 597 граждан Украины. Львиная доля этих людей приезжает отнюдь не развлекаться, отдыхать или навещать родственников, а работать.
Власти Киева, разумеется, прекрасно отдают себе в этом отчет.
Политика по отрезанию Украины и жителей этой страны от России имеет последовательный и системный характер, а киевские руководители абсолютно честно и открыто проговаривают свои приоритеты и планы в этой связи.
Ввод в строй участка железной дороги в обход Украины является наглядным свидетельством, что в Москве уже в 2014 году данное развитие событий рассматривалось абсолютно серьезно. А вот то, что это произошло существенно раньше — на целый год — запланированного срока, указывает, что руководство России не исключает дальнейшего обострения отношений с Украиной. В том числе по линии транспортного сообщения, вернее, его прекращения и в железнодорожной его части, причем уже в ближайшем будущем.
Все учащающиеся упоминания от украинских официальных лиц необходимости введения визового режима с Россией прозрачно намекают, что новый виток разрыва связей действительно стоит на повестке дня. Однако проблемы, с которыми сталкивается и столкнется Россия, в данном вопросе откровенно вторичны.
Главными «пострадавшими», разумеется, станут жители Украины. В этой связи куда интереснее и важнее, чего на самом деле хочет добиться киевское руководство подобной политикой (помимо геополитического, культурного и экономического разрыва между странами).
Представляется, что главной причиной является стимулирование снижения численности украинского населения. С этой целью и провоцируется ускоренный исход из Украины ее граждан. Причем речь в значительной степени идет о самой «неблагонадежной» для нынешних киевских властей части украинского населения, культурно и идейно тяготеющей к России.
Разрыв связей и последовательное выстраивание стены между странами ставит перед огромным количеством людей вопрос о будущем — своем и своих детей.
Формируемый Киевом целенаправленный миграционный поток в Европу обещает украинским властям ряд политических преимуществ. В частности, нелегальный труд (поскольку безвизовый режим с Европой не дает права на работу) ставит «заробитчан» в заведомо уязвимое положение, которое заставляет их сосредотачиваться исключительно на выживании, редко бывать на родине и только отправлять туда финансовую помощь родным. Эти люди, с одной стороны, отдаляются от культурного пространства русского мира, а с другой — их лишают чисто физической возможности влиять на политику украинских властей.
В свою очередь, в России, несмотря на все проблемы российской миграционной политики, у украинских мигрантов перспективы куда лучше. По данным ООН, с 2014 года Россия приняла более 420 тыс. беженцев с Украины. Согласно недавно принятой поправке в закон о гражданстве, Россия облегчила получение своего гражданства для выходцев с Украины.
В результате Киев банально выдавливает из страны население в обе стороны — и в Европу, и в Россию. Причем выбор России, скорее всего, будет означать для украинского гражданина принципиальную перемену в своей жизни — с окончательной сменой страны и гражданства. В силу сложившихся условий Украина будет терять самых ценных для страны людей (вне зависимости от того, какое направление отъезда они выберут) — квалифицированных, энергичных и активных.
То, что является демографической катастрофой для большинства стран, в случае украинских властей становится желаемой целью. Предуготованное (и все более неизбежное) будущее для Украины просто не предусматривает на этой территории такого количества населения.
Ирина Алкснис