Учитель физики Алексей Лисов приехал в Кузбасс вместе с женой и маленьким сыном в 2014 году. В его родном Славянске началась война, а в гимназии, в которой он преподавал, разместились украинские военные. Ситуация была тревожной, и семья Лисовых решилась на кардинальные перемены в жизни: покинув родные места, они отправились в Кемеровскую область.
С тех пор прошло три года. За это время талантливый педагог не просто нашел себе работу в беловской школе № 32, но и выиграл несколько профессиональных конкурсов. Вершиной его успеха стала победа в кузбасском конкурсе «Учитель года — 2017». Награждал Алексея Лисова лично губернатор Аман Тулеев.
Как молодому учителю всего за три года удалось добиться такого успеха? В чем его секрет?
Гений — друг парадоксов. И учителей!
Как же стать лучшим учителем? Алексей Лисов уверенно отвечает:
— Показать ученикам необычную реакцию в обычной ситуации. Парадокс — наш помощник!
Физика в его преподавании становится чередой творческих экспериментов. Почти на каждом уроке детей ждет очередной фокус. Учителю ничего не стоит заколотить железный гвоздь в дерево обычной лампочкой накаливания. И все для того, чтобы показать: твердость и хрупкость не такие уж противоположные вещи, а жизнь куда сложнее и интересней, чем нам кажется!
Конечно, без современных интерактивных методов преподавания не обойтись. И проектор, и видеоролики — все это есть на уроках. При изучении звуковых явлений на экране наверняка появится отрывок из «Звездный войн» — с последующим пояснением, почему взрывы и выстрелы в космическом вакууме на самом деле не слышны.
Но все же в основе учительской методы Лисова — исследовательская деятельность, натурные опыты, когда ученики могут увидеть и прочувствовать каждый закон или формулу прямо в классе. В конце — обязательно пояснение происходящего с точки зрения физических законов. Так очередная формула накрепко остается в памяти ученика. А также останется понимание сложности мира, его диалектической противоречивости. Он научится критически воспринимать информацию, будет стремиться проверить ее сам.
— Конечно, не все можно показать в классе опытным путем. Но тот же радиоактивный распад атомов я не раз демонстрировал, подбрасывая монеты и вычерчивая по орлам-решкам график, иллюстрирующий вероятность распада атома: орел — атом распался, решка — нет. Наглядности здесь не меньше, чем в учебном ролике на экране компьютера, — поясняет учитель.
Физика — это скучно?
Алексей Лисов уверен: не бывает скучных тем. Бывает только скучное их изложение!
— Традиционно заставляет скучать детей механика, которую они начинают изучать на математике в 5-м классе. Они приходят в 7-й класс, зная понятия «скорость», «время», «путь». И нужно чем-то их удивить, чтобы не превратить уроки в скучную рутину. И я стараюсь брать их прямо из окружающей жизни! — продолжает Алексей.
Примеров — масса, и все они понятны и жизненны. Дети с удовольствием включаются в решение задачи «Как лучше всего вытащить папин автомобиль из сугроба?». Высказываются варианты, а затем идет разбор с точки зрения классической механики. Каждое действие поясняется. И вот простое раскачивание застрявшего автомобиля уже становится иллюстрацией закона инерции Ньютона!
Чем старше класс, тем изощренней примеры. Даже о том, как именно работают приборы подавления мобильного сигнала на экзаменах, можно рассказать. Как не без юмора говорит Алексей Юрьевич, в пору заполошной подготовки к ЕГЭ такой вопрос очень актуален. Да и честный ответ никак не повредит точности и законности экзаменов: возможности обойти «глушилки» нет!
Жизненные вопросы и чудеса природы
Ученики тоже иногда ставят в тупик. В век интернета знания распространяются быстро и нужно быть готовым к самым неожиданным вопросам. Например, о том, соответствует ли научной картине мира физика черных дыр в фильме «Интерстеллар», как работает большой адронный коллайдер в Швейцарии, можно ли купаться в неньютоновской жидкости — как видеоблогеры — и многое другое. Спросить могут о чем угодно!
А учитель не может отделаться дежурными фразами или вовсе сказать: «Извини, я этого не знаю…». Так и авторитет растерять недолго! Приходится смотреть современные голливудские космические боевики, интересоваться последними новостями научного сообщества, быть в курсе трендов «Ютьюба».
Впрочем, несмотря на все старания, в построения учителя иногда вкрадывается ошибка. Но Алексей Юрьевич привык даже собственные просчеты превращать в педагогические приемы.
— Если я замечу, что допустил ошибку на доске, то интригующе скажу: «А вот в этой формуле учитель ошибся!». Ребята тут же начнут выискивать мой огрех, а мне это и нужно: они не скучают и снова заинтересованы, — посмеивается учитель.
Собственный педагогический уровень нужно постоянно повышать ради качества образования. Недаром девизом жизни Алексея Лисова стали слова педагога XIX века Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра!». Алексей постоянно в поиске неожиданных и познавательных опытов, примеров, подтверждающих и иллюстрирующих физические законы. Секретов он не скрывает: помогают и наработки коллег, и «Занимательная физика» Перельмана, и просто внимательный взгляд на природные явления, ведь, как он любит повторять, природа творит чудеса, а нам нужно просто их показать.
— Учитель — как коллекционер марок. Увидел у друга диковинку — захотел себе такую же, — поясняет Алексей. — С удовольствием показываешь коллекцию друзьям, но что-то и прячешь до времени. И только на общих собраниях раскрываешь все карты, как на областном конкурсе!
Фото: личный архив
Дети братских народов
О своем украинском периоде жизни педагог рассказывает с оттенком грусти. Его можно понять: накануне войны на Донбассе он преподавал в современной гимназии города Красный Лиман, стал лауреатом Всеукраинского конкурса «Учитель года — 2013». Многие планы оказались порушены…
Впрочем, в России семью Лисовых встретили радушно. И жилье нашлось в «доходном доме», построенном в Белове специально для молодых специалистов. И работа нашлась для супругов: Алексей преподает в 7 — 11-х классах сразу двух беловских школ, жена Наталья работает школьным психологом. А ученики радуют одинаково по обе стороны границы.
— Я не заметил большой разницы в преподавании физики в России и на Украине. Детишки везде любознательны, если с ними работает грамотный педагог, а красота физики и заключается в том, что везде она действует одинаково и однажды изучив ее закономерности, ты сможешь приложить их к любой действительности. Тем более к действительности братских народов, которые однажды преодолеют нынешнюю вражду! — уверен учитель.
Дела домашние
Несмотря на большую занятость, работу в двух школах и подготовку детей к ЕГЭ, Алексей Лисов старается никогда не забывать о воспитании своего сына — 9-летнего Богдана. Тут ему на помощь приходят педагогический талант и деликатность.
— Я рисованием никогда не увлекался, а вот сынишка Богдан замечательно рисует, — говорит Алексей. — А любой добрый почин своих детей нужно поддерживать. Я в детстве был юным натуралистом, ходил в походы, занимался разными видами спорта, паял микросхемы в радиокружке. Перебирая занятия и хобби, нашел то, что мне по душе.
Такой подход я смело могу порекомендовать всем родителям: не бойтесь экспериментов, как и настоящие физики! Дайте своим детям возможность попробовать силы в разных делах, приглядывайтесь, поддерживайте — и будете вознаграждены. И учите не бояться трудностей: физика как раз учит, что на путях, где отсутствует сопротивление, не совершается и работа!
Сергей Бабанаков