Маркер аварий
В ночь на 3 мая украинский автобус Mercedes, который следовал по маршруту «Москва-Харьков», врезался в грузовик на 151-м километре трассы М-2 в Ясногорском районе. От удара оба транспортных средства воспламенились, в результате чего получили ранения несколько украинских граждан.
Украинские новостные сайты практически не написали об этом дорожно-транспортном происшествии с соотечественниками. То ли, чтобы не подчеркивать факт, что украинцы ездят во «вражескую» Россию, то ли в силу того, что инциденты с украинскими автобусами случаются в РФ регулярно. Не далее, как в апреле украинский рейсовый автобус, который направлялся из Краснодара в Мариуполь, столкнулся с большегрузом Volvo на подъезде к Ростову.
Естественно, растущая интенсивность аварий указывает на участившиеся автобусные рейсы из Украины в Россию — и наоборот. И действительно, в 2016 году Госпогранслужба Украины сообщила о растущем количестве автобусных рейсов на территорию «страны-агрессора», никак не комментируя этот факт. Хотя он обусловлен многими факторами, которые можно назвать яркими маркерами нынешней украинской жизни.
![Шестнадцатый гуманитарный конвой для жителей юго-востока Украины прибыл на КПП Донецк Шестнадцатый гуманитарный конвой для жителей юго-востока Украины прибыл на КПП Донецк](https://cdnn1.ukraina.ru/img/101806/93/1018069370_0:0:3076:2048_600x0_80_0_0_cc49fe51c6bfd7a533dbce5564c483ca.jpg.webp)
Восточный транзит
Одной из самых важных причин, которые обусловили растущее количество перевозок на автобусах с украинскими номерами через территорию России, является пассажирский поток между различными украинскими городами неподконтрольной Киеву части Донбасса. После установления блокады большинство пассажиров из ЛНР и ДНР предпочитают объезжать линию разграничения по маршрутам, которые проходят окольным путем. Так, автобус рейса «Донецк-Харьков» вначале выезжает в Ростовскую область, затем следует в Белгород и оттуда въезжает на Украину, чтобы прибыть в конечный пункт следования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Госдуму внесли законопроект об облегчении получения российского гражданства
На подъезде к границе водители меняют вывеску на рейс «Белгород-Харьков» или «Воронеж-Харьков», но, как правило, маскировка ограничивается этими формальными действиями, которые не обманывают ни российских, ни украинских таможенников. Как правило, на это смотрят сквозь пальцы — всем ясно, что люди, которым нужно ехать к родне или по своим личным делам, предпочитают потратить лишнее время, чтобы безопасно проехать по мирной территории. Ехать через блокпосты на линии разграничения опасно — там можно попасть под обстрел или стать жертвой пристрастного досмотра с непредсказуемыми последствиями.
Благодаря этому транзит между ЛНР-ДНР и украинскими городами постоянно растет, и на сегодня в нем задействовано более 50 регулярных рейсов, связывающих Донецк и Луганск с регионами центральной, восточной и южной Украины. Хотя, по некоторым данным, существует и автобус «Донецк-Ровно-Львов с пересадкой в Киеве.
Миграция, самолеты и поезда
Еще одной причиной развития автобусного сообщения из Украины в Россию является растущая трудовая миграция, которая обусловлена экономическим кризисом, безработицей и войной, вынудивших многих скрываться от мобилизационных облав. Согласно данным Восточного регионального управления Государственной пограничной службы Украины в 2016 году украино-российскую границу пересекли свыше 2,8 млн украинцев — не считая тех, кто едет в Россию через белорусский кордон. А министр иностранных дел Павел Климкин публично констатировал, что на сегодня в России находится более четырех миллионов украинцев.
На растущее количество трудовых мигрантов наложилась отмена авиационного сообщения между Россией и Украиной. Конечно, большинство заробитчан не пользовались авиалиниями — несмотря на то, что «Аэрофлот» совершал рейсы «Москва-Киев» за сравнительно небольшую сумму в сто долларов. Однако большинство украинцев, которые работали на нефтегазодобыче Тюмени и на российском Севере пользовались именно самолетами. Часть из них и сейчас летают транзитными рейсами через Минск и Кишенев, но большинство все же освоили другие виды перевозок — включая автобусы.
![Открытие автобусного сообщения по маршрутам Донецк — Минск и Донецк — Нижний Новгород Открытие автобусного сообщения по маршрутам Донецк — Минск и Донецк — Нижний Новгород](https://cdnn1.ukraina.ru/img/101861/73/1018617385_0:0:0:0_600x0_80_0_0_1f81882a002d4879338bc5a5f2a62eb3.jpg.webp)
Конечно, многие украинцы активно ездят в Россию на поездах. Украинское интернет-издание «Світ» опубликовало репортаж из ежедневного поезда «Львов-Москва», который оказался переполнен направляющимися на заработки украинцами. В прошлом году на этом составе ежемесячно проезжали около 13 тысяч человек, а заполняемость поезда составляла сто процентов, несмотря на растущие цены за проезд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цветы эмиграции
Автор репортажа проехался в этом заробитчанском поезде, в котором массово, целыми бригадами ехали трудовые мигранты — от молодежи до пожилых украинцев. В основном это были строители, которые не думали отказываться от работы и Москве или Петербурге из-за проблем в украино-российских отношениях. Больше того, по их словам, после повышения коммунальных тарифов на Украине актуальность работы в Москве и других городах России только возросла. А работать в РФ по-прежнему удобнее и выгоднее, чем в Евросоюзе — несмотря на нынешний статус украино-российских отношений.
Однако, за последние годы на украино-российских маршрутах не появлялись новые поезда, а несколько железнодорожных рейсов были отменены. Поэтому, запрос мигрантов удовлетворяют именно автобусные перевозчики. Известный украинский адвокат Татьяна Монтян опубликовала на своем блоге данные целого ряда автобусных фирм, которые регулярно возят пассажиров в Москву из Киева и других городов Украины. Зрада зрадой, а людям надо где-то работать.
Совместный бизнес
Более того, украинские автобусные перевозчики и тесно связанные с ними коммерческие структуры сотрудничают с российским бизнесом. Так, в прошлом году основанный украинцами автобусный сервис Busfor привлек 20 миллионов долларов млн от российских инвесторов. Busfor занимается продажей билетов онлайн на автобусные перевозки и ориентируется на междугородние и международные рейсы. Сервис работает в Украине, России, Польше, Казахстане и Беларуси, продавая билеты более 5000 автобусных перевозчиков. Ежемесячно сервисом пользуются 2 миллиона человек.
По данным компании, в странах СНГ Busfor занимает более 50% рынка онлайн-продажи билетов на автобусы — причем, доля приобретенных онлайн, билетов выросла за последний год более чем в три раза. И этот растущий спрос также связывается с активным развитием транспортных коммуникаций между двумя странами, которые так и не удалось разделить новым железным занавесом.