Как известно, международная комиссия по расследованию гибели Boeing в Донбассе, работающая под председательством Голландии, обнародовала промежуточные результаты своей деятельности. Главный вывод на данным момент — самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук", который привезли из России, а затем вывезли туда же обратно.
Основные факты, раскрытые следствием в поддержку своих выводов, таковы:
— видео и фото того самого "Бука" на трейлере. Взяты из интернета, ранее публиковались. Видимо, прошли некоторую верификацию и признаны "настоящими". Эти материалы, с точки зрения следствия, позволяют проследить маршрут передвижения комплекса, из которого был сбит самолет.
— перехваты неких телефонных разговоров. Сделаны СБУ, их подлинность теперь так же "удостоверена" прокуратурой Нидерландов.
— заявлен тип использованной ракеты, который не состоит на вооружении вооруженных сил Украины. И которым располагают вооруженные силы РФ.
Принципиально новых фактов таким образом, западной общественности предъявлено не было. В то же время, важным является "легализация" следственной группой информации, которая ранее была либо мнением одной из сторон конфликта (перехваты СБУ), либо результатами "независимых расследований".
Было так же объявлено о наличии круга примерно в сотню причастных, с которыми необходимо продолжить работу. Отдельно выделена пара персонажей — некие Андрей Иванович с позывным "Орион" и Николай Федорович с позывным "Дельфин". Голландских следователей очень интересуется любая информация о них.
Таким образом, расследование идет вполне прогнозируемым порядком. Виновная сторона определена. Причем определена она была уже в день крушения. И фактически подтверждена составом следственной комиссии, в которую вошла Украина и не была допущена Россия. Дальнейшие действия "международных следователей" — лишь формализация претензий.
На следующем этапе расследования будет назван список фамилий. В него с неизбежностью будут включены действующие чиновники и военнослужащие РФ. А так же, вполне вероятно, фигуры из высшего политического эшелона, вплоть до самого высокого ранга.
От России потребуют в ультимативной форме обеспечить доступ следствия к этим фигурантам, а затем — выдать их судебной инстанции, которая будет, опять же с неизбежностью, создана для ведения этого процесса. Россия к процедурам формирования суда и отбора судей, естественно, допущена не будет.
Решение сформированного таким образом суда так же вполне прогнозируемо. Российская Федерация, а так же ее политические деятели и военнослужащие будут признаны виновными в катастрофе лайнера. От России потребуют выплатить многомиллионные компенсации семьям погибших. Плюс, наложат новые (ужесточат действующие) экономические санкции, отмена (ослабление) которых будет обусловлена выплатой компенсаций и выдачей для наказания лиц, признанных виновными.
Как представляется, все это произойдет в течении ближайшей пары лет. Финал (кульминация с публикацией списка обвиняемых и суммы материальных претензий) будет приурочен к выборам президента РФ, запланированным на март 2018 года.
Очевидным образом эти требования будут признаны Россией политически неприемлемыми и отвергнуты. Что приведет к дальнейшему ухудшению отношений с Западом и их консервации на крайне конфликтном уровне.
Что должна делать Россия в такой ситуации?
То, что именно таким будет развитие сюжета вокруг сбитого Boeing, было очевидно, повторимся, уже на следующий день после катастрофы. Единственное, казалось, что темпы "формализации" обвинения будут гораздо выше. И списки "обвиняемых" западные "партнеры" сформируют гораздо быстрее. Но принципиально логику развития процесса это не меняет.
События, последовавшие за презентацией "промежуточных выводов" следствия по Boeing ее, эту логику, прекрасно иллюстрируют. Представитель российского МИДа Мария Захарова без особых "политесов" называет работу следственной группы "политически мотивированной" и "низкокачественной". МИД Голландии в ответ вызывает для объяснений посла РФ в этой стране. Ведущий BBC в манере прокурора Вышинского требует от Сергея Лаврова принести извинения за "убийство 298 человек". Министр осведомляется — "Извинения за что?». Мол никаких результатов, достойных обсуждения мы не видим.
Реальность же заключается в том, что катастрофа Boeing еще в 2014 году резко повысила для РФ цену участия в конфликте на Украине. Тем не менее, тогда же на высшем политическом уровне было принято решение отказаться от варианта "капитуляции". Как представляется, это решение получило поддержку подавляющего большинства российского населения.
Ведь вместе с признанием "вины" за рухнувший Boeing, Москве пришлось бы отказаться от любых попыток сохранить влияние на Украине. Что означало отказ от поддержки миллионов русских и русскоязычных жителей Украины, которым нынешние киевские власти при полной поддержке Запада пытается привить ненависть к России, оторвать от своей исторической родины и ликвидировать таким образом даже гипотетическую возможность реставрации "большой России".
С тех пор принципиальных изменений в ситуации вокруг Украины не произошло. Режим санкций, введенных против РФ вскоре после катастрофы Boeing, продолжает действовать и время от времени ужесточается. Москва, в свою очередь, не демонстрирует желания отступать, но и к эскалации конфликта не стремится.
Такая позиция позволяет не допустить шоковых последствий для российской экономики. Однако с другой стороны, как представляется, ведет к постепенному ослаблению позиций Москвы на Донбассе.
Основная проблема заключается в том, что текущая ситуация характеризуется значительной деградацией социально-экономического положения населения территорий, неподконтрольных Украине. А вместе с падением жизненного уровня неизбежно возникают и сомнения в правильности пути, выбранного Донецком и Луганском весной 2014 года.
Причины депрессивного состояния экономики и социальной сферы на территориях Донецкой и Луганской республик прекрасно известны:
— не прекращающиеся обстрелы и боевые действия по линии разграничения
— финансовая и экономическая блокада со стороны официального Киева
— ограничение Донецка и Луганска в торгово-экономических связях с регионами РФ (наличие таможни на границах РФ и ЛДНР, непризнанный статус народных республик)
— политическая нестабильность в народных республиках (прежде всего, в Луганске).
Попытки решить эти проблемы в формате «Минского процесса» результата не принесли. На Донбассе по-прежнему стреляют, Украина блокирует экономические связи, выборы в регионе бесконечно откладываются.
Нужно ли с этим мирится? Конечно же нет. Тем более что способы решения (заметного смягчения) проблем республик являются очевидным:
— прежде всего, необходимо решение вопросов безопасности. Либо через нудные и упорные переговоры с четким, конечным дедлайном. Либо, в случае неуспеха, активизацией действий вооруженных сил ЛДНР на линии разграничения с целью перемещения фронта на большее расстояние от ключевых городов республик, формирование «полосы безопасности», эвакуация из нее мирного населения
— отмена таможенных и иных ограничений на торгово-экономическое взаимодействие с РФ, фактический перенос таможенной границы РФ на линию разграничения с Украиной
— де-факто признание ЛДНР, а так же нормативных документов, изданных органами власти республик со стороны органов власти РФ. Это должно интенсифицировать экономическое взаимодействие предприятий и компаний Донбасса с российскими контрагентами
— реструктуризация политической системы ЛДНР, возможно — объединение республик, проведение выборов, формирование постоянной структуры власти. В результате — повышение ее эффективности
— предоставление жителям ЛДНР возможности получить российское гражданство, распространение на них социальных обязательств российского бюджета
— разработка и начало реализации масштабной программы реконструкции экономики Донбасса (реформа угледобывающего сектора прежде всего).
Так вот, возвращаясь к докладу "международной комиссии" по Boeing…
До сих пор, насколько можно понять, более активную политику в отношении ЛДНР блокирует та часть политической элиты РФ, которая рассчитывает на достижения более-менее сбалансированного компромисса с Западом по украинскому вопросу, поэтапную отмену санкций, восстановление экономического сотрудничества и т.п.
Обнародованные "международным расследованием" промежуточные "выводы" о катастрофе Boeing говорят (в очередной раз, но теперь еще и очень недвусмысленно) — никакого компромисса не будет. И это серьезный удар по "соглашательской" части российского политического класса.
Поэтому настоящей реакцией Москвы на выводы "международного следствия" по катастрофе Boeing станут не "новые факты" от Минобороны и не обличения МИДа в политической ангажированности следствия. Хотя это все уже есть и будет еще в большом количестве.
Реальным ответом станет другое. А именно — форсированная реинтеграции Донбасса с Россией, воссоздание экономической инфраструктуры региона и решение проблем с безопасностью в регионе любыми, даже самими "жесткими" методами.
В разворачивающимся противостоянии с Западом Россия просто не может отказаться от индустриального региона с более чем тремя миллионами человек населения и высоко мотивированной армией в сорок тысяч бойцов.