Долг кабалой красен
Сегодня Украина выплатила кредиторам очередной транш в полмиллиарда долларов по облигациям. Как полагается — просела гривна, а в золотовалютном резерве пробило существенную брешь. В правительстве продолжают уповать на то, что брешь закроет очередной транш от МВФ, но тот все не приходит. Видимо, по этой причине международное агентство Bloomber и поставило Украину на непочетное третье место в списке стран с высокой вероятностью дефолта.
Но, что еще страшнее дефолта — так это отсутствие долгосрочных перспектив роста экономики Украине. Точнее, такая перспектива есть, но значительную часть это роста — даже если он состоит — у Украины попросту изымут международные кредиторы. И это будут не правительства стран, ни МВФ, не институциональные кредиторы вроде ЕБРР и Всемирного банка. Это будут венчурные инвестиционные фонды, привыкшие к высокому риску и столь же высоким прибылям. В народе — «стервятники», которые, как правило, кредитуют проблемные страны, а потом с помощью своих покровителей в МВФ и США выбивают долги с высоким для себя наваром.
В случае с Украиной навар ожидается не просто высокий, а очень высокий. Выплаты кредиторам поставлены в прямую зависимость от роста ВВП. Согласно подписанным бывшим министром финансов Украины Натальей Яресько соглашениям с кредиторами (договор был подписан минувшей осенью) в случае роста экономики более, чем на 4% в год, 40% прироста ВВП автоматически уходит инвесторам. Это правило вступает в силу с 2021 года и действует…20 лет!
Война не вечна, как и нынешняя власть, вполне вероятно, что после глубокого провала на 30% за последние 2 года украинская экономика, оттолкнувшись от дна, будет ускоренно (в относительном выражении) расти. На это и рассчитывают кредиторы. Ведь, в случае, если, например, ВВП начнет расти темпами 10% в год (это не сказка — такие темпы роста и выше страна уже демонстрировала в 2007 году), выплаты кредиторам составят порядка $5 млрд. И это безотносительно выплат по евробондам, долг по которым составляет $15 млрд. За 20 лет при таких темпах ростf кредиторы «соберут» с Украины под $100 млрд.
Даже, если темпы роста буду 5-6% в год — речь идет о десятка миллиардов потерь от выплат кредиторам.
Что получила Украина в замен? Сокращение общего долга с $18 до $15 млрд, рост процента по кредиту и возможность для краткосрочного пиара для отставных Яценюка и Яресько. В общем, им еще икнется.
День усеченных знаний
Празднование 1 сентября омрачило чредой сообщений о сокращении расходов государства на образование, медицину и науку. В стране идет война — не до книжек. Попытка уйти от советской системы выплаты стипендий студентам-бюджетникам — за ней стоит не столько желание оптимизировать систему и повысить мотивацию студентов, сколько снизить нагрузку на бюджет, которому без подпитки МВФ все сложнее держать равновесие.
Для сокращения расходов при этом есть и волне весомые аргументы. В стране действительно снизился спрос на специалистов. Ускоренными темпами ликвидируются целые отрасли экономики, прежде всего — точное машиностроение, авиационная и космическая промышленность. С падением цен на руды и металл упал спрос и на металлургов.
Наезды силовиков на IT-компании все чаще понуждают владельцев оных переносить свои офисы зарубеж. А значит, снижая спрос и на эту специальность. Впрочем, для политиков и чиновников, у которых горизонт планирования будущего страны ограничивает месяцами, максимум — полугодием, системные проблемы образования не столь важны. Промышленный спад, вызванный войной и разладом в госаппарате — это повод сократить расходы. А то, что в дальнейшем этот спад будет вызван уже не сиюминутными проблемами страны, а банальной нехваткой компетенции — это уж как бог подаст.
Сезон роста тарифов
1 сентября — не только день знаний, но и день очередного роста тарифов. Сегодня тариф на электроэнергию для украинцев вырос на 25%. Это автоматически повлечет за собой пересмотр цен на другие бытовые услуги — поставку воды и отопление. Тарифы растут, несмотря на отсутствие сотрудничества с МВФ. При это с ростом цен на услуги отключения воды и электричества в украинских городах, и даже в столице — все более частое явление.
Качество и цена услугу давно не связаны друг с другом. Рост тарифов — уже не столько требование международных кредиторов, сколько возможно легко и быстро покрыть неэффективность (читай — воровство) в монополистах, которые предоставляют соответствующие услуги — водоканалах, теплокоммунэнерго, облгазах, список можно продолжать.
О том, что рост тарифов уже не является строго обязательным, говорят рекордные прибыли «Нафтогаза Украины», который только за первую половину года показал 25 млрд грн. «в плюс».
Маховик роста тарифов запущен и, кажется, его не в состоянии остановить власть. Хотя инстинкт самосохранения должен был бы подсказать другие решения. Ведь с ростом тарифов очевиден рост социального напряжения. Если пока рост недовольства удается сдерживать с помощью субсидий, наиболее активные граждане — представители среднего класса, которые априори на субсидии претендовать не могут, свое недовольство рано или поздно выскажут уличными протестами.
Субсидионная кубышка тоже небесконечна. Сокращение доходов бюджета вследствие потери рабочих мест, отсутствия притока инвестиций в страну, сделает правительство полностью зависимым от МВФ и других кредиторов.