На отношения между народами как внутри страны, так и в международном плане оказывает влияние множество различных факторов, причем более фундаментальные очерчивают рамки для областей существования менее фундаментальных.
Внутри области действия какого-либо фактора сила его влияния неодинакова и поэтому в различных ситуациях мы наблюдаем большее или меньшее их влияние. Их действие можно пояснить сравнением с явлениями в технике: в штатном режиме мы, например, не замечаем работу механизмов, а в нештатных режимах начинает сказываться усталость материала, начинает гореть смазка и т.д.
В числе рассматриваемых факторов можно назвать национальные, конфессиональные, неравномерность экономического развития (юг и север Италии), исторические (историческая память отношений Англии и Франции) и ряд других.
В настоящее время мы являемся свидетелями трагического процесса отчуждения и разрушения единства русского и украинского народов, переросшего в конфликт с многочисленными человеческими жертвами.
Мы не будем говорить о причинах и привнесенных мотивах его возникновения, для многих они давно являются понятными. Рассмотрим то, что позволяет реализовывать такого рода мотивы. Знание влияющих на этот процесс факторов позволит найти пути управления им, найти точки приложения усилий по его трансформации. В кратком изложении эти вопросы могут быть рассмотрены только в самом общем виде.
Как это ни странно звучит, начало современному процессу отчуждения наших народов положили так называемые демократические реформы 1990-х годов, расколовшие многое из того, что представлялось воплощением прочности и единства.
Нужно добавить, что похожие отношения отчуждения сложились со многими бывшими так называемыми братскими республиками и странами бывшего социалистического лагеря. В последнее время тревожно начинает проявлять себя этот процесс и в отношениях с белорусским народом.
Положение дел осложнилось тем, что в советское время исследование подобных явлений не велось, и начавшиеся процессы застали социальную философию неподготовленной к противостоянию им. Такие исследования появились уже по живым следам и содержат три блока вопросов:
- выявление сущности отчуждения;
- выявление закономерностей функционирования отчуждения;
- подходы к преодолению отчуждения.
Почвой для развития процессов отчуждения являются во многом искусственно раздуваемые и гипертрофированно представляемые естественные различия отдельных частей практически любого современного народа, в том числе и русского, деление которого на великороссов, малороссов и белороссов было в свое время по ряду известных причин сознательно исключено из научного рассмотрения.
Таким образом, проблема отчуждения между народами тесно связана с проблемой национальной идентичности, важнейшей составляющей которой является цивилизационная.
В древние времена все было ясно и понятно: людей делили на своих и варворов. Или, как в Древней Руси, в это деление добавлялась религиозная составляющая: были свои — православные и степняки — поганые. Русский язык еще сохранил память о тех временах в своей структуре: язык позволяет построить только словосочетания типа «русский человек» или «нерусский человек», но не позволяет сказать, например, «немецкий человек».
В настоящее время, осененное принципом равноправия народов, с легкой руки нашего известного мыслителя Николая Данилевского был введен в научный обиход так называемый цивилизационный подход, учитывающий как этнографические, так и культурно-исторические факторы.
В этом плане в рассматриваемой нами проблеме важную роль играет процесс самоидентификации народа, то есть, как он сам себя представляет. Современная эпоха внесла значительные коррективы и в этот процесс: выяснилось, что процессом самоидентификации достаточно легко управлять, и народ, считающий себя сегодня одним, завтра может начать считать себя другим.
Все это относится к культурной сфере человеческой жизни. Как сегодня также становится ясным: культурная оболочка человечества является настолько тонкой и хрупкой, что ее могут деформировать, а временами сводить на нет различные социальные процессы. Можно провести аналогию с природными процессами: существование жизни на Земле зависит от наличия окутывающего ее тончайшего озонового слоя, который также хрупок и неустойчив.
Это подтверждает взгляды на культуру как на динамическое явление, которое может существовать только в постоянном возобновлении и при отсутствии определенных факторов начинает исчезать и схлопываться. Другими словами, динамические явления в стационарном виде не существуют, и поэтому фундаментальным принципом является их рассмотрение только в совокупности с факторами или условиями, обеспечивающими их существование.
Эти условия можно разделить на два типа: необходимые и достаточные. К необходимым относятся так называемые средовые факторы. Основным из них является создаваемая властью страны обстановка, направленная или на стабилизацию этнических отношений или, наоборот, на их дестабилизацию. Усилия властей в этом направлении могут носить как долгосрочный, так и соответствующий текущим задачам характер. Естественно, к нейтрализации процессов отчуждения могут привести только усилия, стабилизирующие эти отношения.
Достаточными условиями в данном случае является само наличие одинаковых народообразующих черт, общих корней культурно-исторических традиций и так далее.
И если необходимые условия существования целостности народной идентичности будут обеспечены, то достаточные условия естественным образом будут приводить к ее восстановлению и развитию.