Петр Порошенко принял заявление и подписал указ об отставке Игоря Коломойского. Заместитель председателя Днепропетровской областной государственной администрации Геннадий Корбан также подал в отставку.
Исполняющим обязанности председателя Днепропетровской области назначен действующий глава Запорожской областной администрации Валентин Резниченко — друг и бывший бизнес-партнер нынешнего главы Администрации Президента Бориса Ложкина и его родственник.
Уход Игоря Коломойского с поста главы Днепропетровской области Украины свидетельствует о глубочайшем кризисе украинской власти.
Под флагом евроинтеграции Украина откатывается к временам анархии и олигархического правления. Никакой демократией здесь и не пахнет. Все это происходит на фоне глубочайшего экономического кризиса в стране, стремительной девальвации гривны и неспособности государства выполнять свои социальные обязательства.
Вполне возможно, что скоро будем наблюдать новый виток олигархических войн. И, судя по событиям, развивающимся на Украине, Порошенко придется просить у Запада военной помощи уже не для подавления сопротивления ополченцев Донбасса, а, вполне вероятно, для противостояния карманной армии своего некогда соратника по евромайдану Коломойского. Подписав заявление об отставке Коломойского, Порошенко окончательно развязал ему руки: в условиях анархии он способен на всё.
Майдан привел лишь к перераспределению влияния между украинскими олигархами, не сломав существующую систему; олигархи по-прежнему контролируют экономику страны.
Борьба между украинскими олигархами, а также противоречия между ними и правительством могут привести к феодализации страны. Вместо федерализации, которой на Украине так сильно боятся власти.
Нереалистично будет представить себе, что олигархическая модель украинского государства прекратит свое существование в ходе простого, основанного на консенсусе процесса.
Президент еще летом предложил провести децентрализацию по «польской схеме». Там после развала соцлагеря на 38 млн населения существовало 49 воеводств, средства на существование которых выделялись из Варшавы. В рамках реформы поляки объединили свои области так, что воеводств осталось всего 19. Но главное, регионы сами стали наполнять свои бюджеты за счет ими же заработанных средств, лишь часть перечисляя центру.
На Украине еще в середине 90-х поднимался вопрос о региональном самоуправлении. Предполагалось, что областные советы будут выполнять функции регионального самоуправления, то есть полноценно управлять теми территориями, которые им вверяли. Тогда же возник вопрос и о финансовой автономии регионов, то есть, согласно тогдашнему видению вопроса, налоги должны были распределять функционально между нуждами региона, а какую-то часть нужно было отдавать центральным властям.
Финансовый аспект и стал главной проблемой децентрализации: нужна четкая и справедливая схема, с помощью которой регионы будут и сами зарабатывать, и с центром делиться. И как же тут выдержать баланс? Ведь, во-первых, госбюджет по-прежнему нужно наполнять — из него ведь надо финансировать социальные программы, культуру, науку, медицину, образование, платить зарплаты чиновникам и пенсии. Во-вторых, регионы развиты по-разному, одни много зарабатывают, другие только сосут деньги из центра, то есть без финансирования они вообще придут в полный упадок. Для того чтобы этого не произошло, нужна опять же взвешенная и максимально справедливая система перераспределения средств. Ведь за последние 20 лет вопрос «кто кого кормит на Украине» стал весьма болезненным и скандальным.
Еще одна опасность: дайте финансовую независимость губернатору. И он вообще слушаться центр перестанет. А зачем ему вообще что-то Киеву отдавать? Лучше пусть будет очередная «народная республика». И опять опыт стран Европы подсказывает, что сильная местная власть хорошо работает и не торопится отделяться, если вся самостоятельность сосредоточена не на уровне областей (регионов), а ниже — на уровне общин (громад, коммун). Именно туда и надо передавать полномочия. Кстати, так поступили не только в Польше, но и в Чехии, Норвегии, Швеции, Дании, а с недавних пор и во Франции.
Ключевое задание, которое должно быть выполнено при децентрализации: самоуправление должно исходить от местной громады — села, города, а не области. Если исключить этот базовый уровень и отдать права областям, а не селам и городам, то получится феодализация, средневековье с местными князьками в областях.
Собственно, в этом и заключается принципиальное отличие децентрализованного унитарного государства от федеративного, в котором власть, полномочия и ресурсы сосредоточены на региональном (областном) уровне. Если наделить полномочиями области, это приведет к формированию региональных политических элит, которые со временем начнут перетягивать одеяло на себя. Инициаторы децентрализации по-польски считают, что так и формируется региональный сепаратизм. Если проследить историю особого края с «донецким характером», то можно обнаружить, как региональная политическая элита оформилась (в конце 90-х) и стала претендовать на управление страной в целом. А когда от власти ее попросили, решила уйти, но вместе с целым регионом. Не исключено, что в том же направлении сейчас идут прочие региональные элиты — Харьковская, Львовская, Днепропетровская.
Соответственно, идеи о том, чтобы предоставить большую свободу, в особенности экономическую, регионам, приходят в голову киевской власти лишь в кошмарном сне.
Однако в решительность нынешнего правительства и президента многие не верят.
Передать контроль регионам на места и наделить области финансовыми полномочиями Киев пока не готов, тем более что сразу же возникает вопрос наполнения бюджета и управления.
К тому же реформы расписаны в Соглашении об Ассоциации Украины с ЕС, и не выполнять их для украинских политиков смерти подобно. Не говоря уж о требованиях МВФ, без средств которого Украина не протянет и три месяца.