В то же время, этот вопрос затрагивает и личное будущее президента Украины Петра Порошенко — сможет ли он, в соответствии с договоренностями в Минске-2, реформировать Конституцию страны так, чтобы удержать территории в едином государственном пространстве, или пойдет на конфронтацию с самопровозглашенными ДНР и ЛНР, что чревато дальнейшей эскалацией военного противостояния? И как воспримут его инициативу в Киеве политические элиты?
Пока очевидно, что президент Украины рассматривает конституционную реформу в логике противостояния и продолжения военного конфликта на востоке страны.
Очередная конституционная комиссия
Комиссия создается с целью выработки согласованных предложений по совершенствованию Конституции Украины с учетом современных вызовов и потребностей общества. Предполагается, что к этой работе будут привлечены представители различных политических сил, общественности, отечественных и международных экспертов, сообщает пресс-служба украинского президента.
Комиссия создается как специальный вспомогательный орган при президенте Украины. До 12 марта текущего года депутатские фракции, группы в Верховной Раде, Кабмин, Верховный и Высшие специализированные суды, Совет судей, ассоциация органов местного самоуправления, Национальная академия наук Украины, Нацакадемия правовых наук, высшие юридические учебные заведения и научные учреждения, юридические общественные объединения, соответствующие международные организации должны подать предложения по кандидатурам, которые будут представлять их в Конституционной комиссии.
Децентрализация или федерализация?
Не единственная, но одна из основных задач конституционной реформы — децентрализация власти.
«Не сомневаюсь, что решение по укреплению судебной власти, ее независимости, решение по антикоррупционным шагам власти должны быть дополнены очень важной составляющей — реформой местного самоуправления, реформой децентрализации власти», — подчеркнул Порошенко во время подписания документа.
В то же время, по его словам, необходимо сохранить целостность, соборность Украины и — «никакого шанса не оставить тем, кто хотел так называемой федерализации, а на самом деле — раскола Украины».
Децентрализацию власти Порошенко определил как передачу ее «на места — территориальным общинам». При этом президент отметил, что вместе с увеличением полномочий увеличится и ответственность местных властей.
В июне Петр Порошенко внес в парламент законопроект об изменении Конституции. Вскоре документ направили в Венецианскую комиссию, которая его одобрила.
Изменения касаются, в частности, полномочий местных властей. Так, предлагается ликвидировать областные и районные государственные администрации, передав право на представление исполнительной власти исполнительным органам районных и областных советов. Вместе с тем предусмотрено, что в регионах будут действовать представители президента.
Напомним, что конституционная реформа с передачей широких полномочий регионам стала одним из главных политических условий при подписании Минских соглашений 12 февраля. Комплекс согласованных мер предусматривает, что к концу 2015 года на Украине будет принята новая Конституция, ключевым элементом которой будет децентрализация.
Напрасные надежды?
После февральских событий прошлого года на Майдане регионы на востоке Украины заговорили о федерализации — языковой, бюджетной, культурной. По сути, о той же самой децентрализации, о необходимости которой вскоре заговорили в Киеве. Однако за стол переговоров с «мятежными» областями украинская власть садиться не захотела, надеясь на быстрое решение всех проблем силой оружия. Началась спецоперация, уже унесшая, по разным данным, от 6 до нескольких десятков тысяч жизней.
В результате договоренностей, достигнутых в Минске 12 февраля, на Донбассе установилось хрупкое перемирие: в целом соблюдается режим прекращения огня, стороны отводят тяжелое вооружение от линии соприкосновения. Помимо этого предстоит сделать еще очень многое.
Сразу после встречи в Минске глава украинского МИД Павел Климкин, выступая в парламенте, заявил, что «вопрос децентрализации, в том числе в контексте Донбасса, будет рассматриваться только в рамках конституционной реформы».
Вот почему подписание указа вызвало у многих надежды на успех в деле мирного урегулирования.
Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что конституционная реформа на Украине может способствовать решению кризиса на востоке страны.
«В СМИ прошла информация о том, что Петр Порошенко подписал указ о создании конституционной комиссии. То есть, начинается проработка Конституции… В рамках этого процесса можно решить все вопросы, это большущий прорыв», — сказал глава белорусского государства во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин отметил в интервью телеканалу «Россия-24», что «конституционная реформа — это единственная возможность установить полноценный мир, восстановить доверие к власти на Украине».
Даже помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд (на Майдане помнят ее «печеньки») заявила, что США с осторожным оптимизмом настроены на то, что с европейской и американской помощью на Украине в 2015 году будет проведена конституционная реформа, отвечающая стандартам.
По ее словам, «украинцы… эффективно работают над процессом реформирования Конституции», а Верховная Рада предпринимает новые шаги, чтобы ускорить эту работу, включая принятие закона, чтобы предоставить больше полномочий регионам.
На территории самопровозглашенных республик
Однако не напрасны ли все эти надежды? Согласятся ли в ДНР и ЛНР забыть слово «федерализация», как того хотят в Киеве? Ранее спикер Верховной Рады Владимир Гройсман заявлял в интервью телеканалу «Интер», что процесс децентрализации путем внесения изменений в Конституцию Украины завершится до октября 2015 года, но подчеркнул: «ни в коем случае не идет разговор о федерализации или любой другой автономии».
Россия настаивает на подключении к обсуждению конституционной реформы ДНР и ЛНР, в частности, в рамках рабочих групп, которые предлагается создать «для рассмотрения всех аспектов минских документов». Но Киев против этой инициативы. Между тем, понятно, что без участия республик Донбасса конституционная реформа не может быть полноценной.
«Сколько помню, столько на Украине создаются конституционные комиссии «по административно-территориальной реформе» и «по децентрализации». И практически все эти годы наращивается последовательная унитаризация и еще более жесткая централизация (исключением стала навязанная Виктору Ющенко реформа Конституции, которая как раз в плане децентрализации так и не была реализована). Петра Порошенко обязали начать процесс «реформы», при этом, судя по его неоднократным филиппикам в адрес федерализма, желанием делать это он не горит», — сказал Украине.ру политолог Владимир Корнилов.
По мнению эксперта, поэтому можно смело предположить, что комиссия создана «для галочки», является чистой формальностью (как и были несколько конституционных комиссий и ассамблей при Ющенко и Януковиче).
«Если будет такая возможность, Порошенко постарается избежать любой децентрализации и, наоборот, укрепить жесткую вертикаль центральной власти», — резюмировал политолог.
Автор статьи: Андрей Лубенский