Просчеты «концерна» USA & EU
Странные метаморфозы происходят с современной европейской политикой. Мнение избирателей, национального бизнеса, элит перестает быть определяющим для западных правительств. А их попытки прикрыться чем-то вроде евроатлантической солидарности или сомнительных трактовок международно-правовых норм — подчас оборачиваются «картельным сговором» международной бюрократии, подменяющим волю народов.
Столь системная проблема волнует и сами западные общества. Знаю это по общению и с деловыми кругами, и с парламентариями из европейских стран — на многочисленных двусторонних встречах, в Парламентской ассамблее ОБСЕ, с разумным меньшинством в Парламентской ассамблее Совета Европы. Наконец, один из французских сенаторов дал происходящему более чем емкую оценку: «Евросоюз взял в заложники Европу».
Показная солидарность в санкциях против России имеет мало общего с действительностью, поскольку ущемляет национальные интересы многих европейских стран. И те готовы побороться за свои права.
Один из последних примеров — визит Владимира Путина в Венгрию, сильно всполошивший лидеров Евросоюза. И не только тем, что взорвал «атмосферу» санкций (про «режим» санкций здесь речи быть не может). Показательно, как комментировал эти переговоры сам премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Свои экономические аргументы он подкреплял внешнеполитическими и ставил точные «диагнозы». Чего стоит одно лишь его утверждение — «изоляция России из Европы нецелесообразна». Думаю, не только российские эксперты оценили этот «наезд» на главную опорную точку г-на Обамы в его антироссийской кампании.
Виктор Орбан констатировал и другое: без сотрудничества с Россией Европа неконкурентоспособна. Он хвалил успех «Северного потока» и сожалел об отказе от «Южного». Оптимистично оценивал перспективы новых газовых договоренностей с Сербией, Македонией, Грецией.
Между тем, «газовые» санкции Евросоюза называют в числе следующих шагов по ослаблению России. Не будем забывать и об «американской мечте» поставить Европу в зависимость от заокеанских поставок газа. Для нового экономического передела гражданская война на Украине и десятки тысяч жертв — не препятствие… Последний пример — экономическая блокада и отключение от подачи газа ее юго-восточных регионов. Похоже, это не только месть Киева ополченцам за провал под Дебальцево, но и часть общего плана. А геополитический «концерн» — USA & EU — в своих планах педантичен.
При всем этом мы ясно видим следующее…
- Внешнеэкономическое наследие Советского Союза до сих пор играет свою роль. И может сейчас стать решающим для появления новых реалий на европейском рынке энергоносителей.
- За этим неизбежно изменится архитектура общеевропейской безопасности.
- Штатам придется либо отступить на другие позиции, либо затеять новую игру, где в ход снова пойдет печатный станок с мировой валютой, находящийся в их руках…
«Где деньги, Зин?»
Наши заокеанские партнеры — давние мастера в создании идеологических провокаций.
Но если хорошо подумать, нынче «хромает» мифология самой американской государственности, которая в главном за два последних десятилетия так и не изменилась.
Да, она долго держалась на тех же «китах» холодного противостояния, что и у СССР — иначе как бы с ним боролась? Но именно эта идеология привела к распаду Советского Союза и заставила Россию искать более устойчивую конструкцию. Одной из ее геополитических «опор» стал, как мы помним, план строительства Большой Европы…
Видимо, 20 лет не прошли зря и хотя бы фундамент построить удалось. Не поэтому ли США пошли с интервенцией на далекий от них континент? Однако сейчас их информационно-политическая война исчерпала методы, не могущие стать обоюдоострыми. Да и санкционная «осада» России сработала не так, как планировалось. Время идет, союзники по украинскому «набегу» морально подавлены и политически дискредитированы. Того и глядишь, не переизберут их на новый срок.
А «где деньги, Зин?»…
***
Что-то явно пошло не так, как обещали Обаме его советники.
Ведь набег — на то и набег, что рассчитан на неожиданность и стремительный результат. Последним из предложенных теми же советниками был набег с «арабской весной», но, как помнится, захлебнулся в Сирии.
Обаме, видимо, пообещали другую быструю победу в Евразии, и вновь не вышло. Даже склады с залежалым американским оружием толком разгрузить не успели — Европа уже боится за себя… Этот «наскок» выдыхается. И если в ближайшее время Штатам не удастся «творчески переработать» свою доктрину быстрых аннексий, они опять заглянут в казну, привычно сведут дебет с кредитом, подведут операции дед-лайн и начнут искать новую цель для воровского набега.
Что ж, поглядим…
«Набеги» стратегов на грани провала
В любом случае — повторится история с привычными для заокеанских стратегов «набегами» в разные регионы мира. Их цель — осуществление экономических аннексий в очередной необъявленной войне. А это очень похоже на поведение «старых», классических империй накануне их заката. Когда сбор «дани» с подконтрольных территорий начинает стоить слишком больших хлопот — удерживать колонию становится дороже, чем создать новую…
Любимый американский прием — смесь методов экономического давления и политического шантажа — впервые терпит фиаско.
Да, это лишь начало конца, и будут еще новые «набеги». Включая политико-экономические диверсии в континентальной Европе. Ведь Украина — только часть плана…
Но европейские бонзы, слишком увлеченные борьбой за «владение» ею, этого пока не видят. Они уже глубоко увязли в украинском конфликте и сильно раздираемы личными политическими амбициями.
Сказать «геополитическими» — язык не поворачивается, ибо на геополитику по-прежнему влияют лишь великие державы. Но в отличие от Соединенных Штатов, Россия не чертит карт, основываясь на привычных ее оппоненту «зонах влияния». Влияние — штука зыбкая, а «зона» — понятие неодушевленное. И удержать ее можно только колючей проволокой. «Старая добрая» Европа этого не любит, а мифы об универсальной и всепобеждающей силе «makingmoney» * разделяет не до конца. Именно поэтому для нее был придуман другой миф — о России как агрессоре и «пожирателе» новых земель, что должно было сразу же довести до обморока каждую из 28 стран Евросоюза. Прямо скажем — не сравнимого с Россией ни по территории, ни по природным богатствам…
* Дословно: «Делать деньги» (англ.)