На протяжении всего периода независимости Украины неутихающие страсти по газотранспортной системе страны сводились к формуле «ни пяди трубы России». Апофеозом стало голосование в Верховной раде в 2007 году, когда поданный БЮТ законопроект о запрете продажи ГТС объединил 430 депутатов из 439 присутствующих, включая 181 представителя Партии регионов и 21 коммуниста.
Как показало время, столь ретивое желание сохранить систему транспортировки газа в государственной собственности было продиктовано лишь «личностью» потенциального покупателя. Им должна была стать Россия, предложившая действующему тогда премьер-министру Украины В. Януковичу создание газотранспортного консорциума.
Совсем другое дело, если речь идёт о продаже «главного актива страны» США и ЕС. П. Порошенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины», где прямо говорится о том, что и сама ГТС, и подземные хранилища могут закрепляться за субъектом хозяйствования, собственником которого может быть «исключительно государство», а также «юридическое лицо, которое принадлежит или контролируется резидентами государств-членов ЕС, США или Энергетического сообщества».
Западным владельцам предлагается 49% собственности. Тот же консорциум, но не с РФ, а с Западом.
Попытки привлечь ЕС и США к модернизации ГТС Украины делались неоднократно. И всегда безуспешно. По признанию А. Яценюка, с начала года так и не оказалось желающих купить «украинскую трубу». Что совершенно неудивительно, если учесть конфликт киевской хунты с Россией по газовому вопросу, ставящий под угрозу будущую наполняемость газотранспортной системы.
Инвесторы, особенно западные, отлично умеют считать деньги и оценивать перспективы. А перспективы украинской ГТС с каждым днём все больше приближают её к груде металлолома. Если в 2007 году через Украину транспортировалось 115 миллиардов кубометров российского газа, то в первом полугодии 2014 года — лишь 36,571 миллиардов.
Если даже предположить, что объёмы прокачки окажутся прежними, то это составит за год 73,14 миллиардов кубометров. Но шансов на это мало. Более того, Украина вообще угрожает прекратить поставки газа в Европу. Парламентом в первом чтении был принят закон «О санкциях», ч. 3 ст. 4 которого даёт право на «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полётов и перевозок по территории Украины».
Чтобы понять масштабы «газового голодания» Европы в случае применения этого закона по части транзита газа, достаточно вспомнить, что «Газпром» через украинский маршрут обеспечивает 100% потребностей в газе Сербии, Молдавии, Словакии и Словении, 50% — Австрии, Греции, Чехии и Хорватии, 40% — Италии. И альтернативы этому маршруту пока нет.
Ненадёжность Украины как транзитёра заставляет строить компенсирующие мощности поставок голубого топлива в ЕС. Уже запущены две ветки «Северного потока», «Газпром» объявил о намерении вложить 2 миллиарда долларов в модернизацию ГТС Белоруссии.
Хотя под давлением США Европа пока заморозила проект строительства «Южного потока», грядущая зима явно «подогреет» желание Евросоюза иметь этот канал поставки газа. Суммарная мощность «Северного потока» в 55 миллиардов кубометров, газопровода «Ямал-Европа» в 33 миллиардов кубометров и «Южного потока» в 63 миллиарда кубометров составят 151 миллиардов кубометров в год, что на 30% превышает объёмы транзита через Украину в 2007 году и более чем вдвое — прогнозируемый на 2014 год. И это — не считая второй очереди газопровода «Ямал-Европа», переговоры о которой ведутся с 2013 года.
Европа уже бьёт тревогу. На начало сентября в европейские газохранилища системы GSE закачано 71,3 миллиардов кубометров газа, хотя в штатном режиме максимальная закачка не превышала 70 миллиардов. Обсуждается возможность разрешить полную загрузку «Северного потока», а также переквалификации болгарского участка газопровода в «промысловый» с тем, чтобы вывести его из-под действия европейского Третьего энергопакета и начать строительство.
Кто после этого пожелает выложить 19,5 миллиардов долларов, а именно такова цена модернизации «украинской трубы», вопрос риторический.
Впрочем, самоубийственная политика официального Киева уже никого не удивляет. Помимо энергетического коллапса, хунта настаивает на потере доходов от транзита газа, которые по итогам 2013 года составили 3,6 миллиардов долларов. Сомнительна и возможность реверсных поставок газа из Европы после перекрытия российского транзита.
Чтобы европейский газ поступил в украинские ПГХ, необходимо, чтобы он вначале из России попал в Европу, а сама Европа была обеспечена топливом в полном объёме. То есть Украина обязана прежде выполнить транзитные обязательства перед Россией, что она делать отказывается.
Примеры того, что «доброта» Европы заканчивается там, где начинается тепло в квартирах бюргеров, уже есть. Когда Венгрия обнаружила, что её хранилища заполнены лишь на 50%, реверсные поставки на Украину были сокращены. А австрийская нефтегазовая компания OMV уже сегодня заявила, что не будет осуществлять реверс газа на Украину в ущерб поставкам основным партнёрам.
Пока спасает положение Словакия, начавшая со 2 сентября продажи газа Украине. Братислава гарантирует максимальный объём поставок в 10 миллиардов кубометров в год. Но если вспомнить о степени зависимости этой страны от транзита через Украину российского газа, то цифра выглядит фантастической.
В своём стремлении «наказать Россию» хунта давно потеряла чувство реальности. Естественно, прекращение поставок газа в Европу нанесёт «Газпрому» значительный ущерб. Но ущерб, который понесёт Европа, будет гораздо более ощутимым, а для Украины и вовсе обернётся катастрофой. К тому же в ноябре «Газпром» может подписать контракт с Китаем, в соответствии с которым предназначенный сейчас для Европы газ будет поставляться через газопровод «Алтай».
Несложно предположить, как ЕС расценит подобную «услугу» со стороны предлагающей ему груду металлолома Украины. Об инвестициях в модернизацию ГТС, как и о европейской интеграции, можно будет забыть надолго.
Выгодна такая ситуация лишь США, всеми силами стремящимся захватить европейский рынок энергоносителей. А для удовлетворения Вашингтона полностью зависимая от него киевская хунта готова пожертвовать не только одной из крупнейших в мире газотранспортных систем, но и отношениями с крупнейшими экономическими блоками Евразии.
Парадокс лишь в том, что беспрецедентные провокации Вашингтона и Киева могут толкнуть Европу и Россию в объятия друг друга, а Украину оставить у разбитого корыта. Пардон, у поржавевшей трубы.