«Мировой рекорд украинских летчиков под угрозой», — тревожно сообщили вчера украинские СМИ. «Пилоты планируют переписать историю, а заодно — и несколько строчек в книге Рекордов Гиннеса» — сообщали украинцам на ТСН.

Пропустить такую новость было нельзя. В наше время высоких технологий, когда швейцарский самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2  совершил беспосадочное кругосветное путешествие, а американцы только что представили самолет-носитель комических ракет с самым большим размахом крыла в истории, приятно осознавать, что украинская авиация тоже может удивить мир рекордными достижениями. Ведь даже в разваливающейся по мнению украинских радикалов России только что закончились испытания истребителя пятого поколения Су-57, и британский таблоид The Daily Star посвятил этому опубликованную 14 августа статью, назвав новый самолет «предметом зависти военно-воздушных сил по всему миру». 

Однако, как оказалось, новость об украинском рекорде касалась полета новой модификации самолета Ан-2 — то есть, хорошо известного всем «кукурузника». Несколько дней назад он в торжественной обстановке направился из Киева в Польшу, где проходил слет авиалюбителей, посвященный этому заслуженному ветерану советской авиации, который начали выпускать еще в 1947 году — семьдесят лет назад. А затем вернулся во Львов, и направился в сторону Запорожья — но по дороге был вынужден приземлиться в Виннице из-за плохой погоды.

Именно эта заминка поставила под угрозу мировой рекорд, ради которого в полет на «кукурузнике» отправился журналист ТСН. Его пилоты установили максимальную скорость для самолетов данной модели, которую оборудовали новым, более мощным мотором производства запорожского завода «Мотор Січ». А это вряд ли можно назвать достижением мирового масштаба. Тем более, что новая модификация старого самолета — Ан-2-100 — была представлена еще при диктаторском режиме Виктора Януковича, после которого у моторостроителей наступили не самые лучшие времена: многие заказы в рамках украинско-российских проектов были разорваны после начала войны, а в конце июля руководство завода арестовали по обвинению в расхищении государственных денег.

Какая страна, такие рекорды

Впрочем, это далеко не единственный повод для горькой иронии, к которой вынуждают нас пафосные новости о мировом рекорде на «кукурузнике». Знаменитый биплан называют в новостях украинским самолетом — хотя он является детищем советского авиастроения, и был впервые построен в далеком Новосибирске. Конструкторы разрабатывали массовый самолет для местных воздушных линий — в первую очередь, для Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии — который мог бы взлетать с неподготовленных грунтовых площадок. Причем, за основу модели был взят построенный еще в 1927 году самолет У-2, от которого ей досталось в наследство даже само прозвище «кукурузник» — ведь эти бипланы широко задействовали в ходе сельхозработ, распыляя с их помощью удобрения и гербициды.

В свою очередь, прототипом У-2 стал совсем уже древний британский самолет Авро-504, который впервые вылетел еще в 1913 году — более века назад, но уже нес в себе все основные конструктивные черты, определяющие характеристики современного украинского рекордсмена.

Украинская государственная пропаганда давно использует авиационные достижения демонизированного СССР — прежде всего, уникальный гигант Ан-225 «Мрія», который был создан в единственном экземпляре для уникальной авиакосмической программы, которая была заморожена после распада страны. И собрал сразу 240 по-настоящему уникальных и признанных во всем мире рекордов. Хотя попытка монополизировать достижения создателей самолета, для строительства которого были задействованы ресурсы всей огромной страны, выглядит достаточно наивно, и все ведущие справочники мировой авиации, не говоря уже об англоязычной википедии, первым делом напоминают о советской родословной «Мрії».

Однако, этот носитель космического корабля «Буран» действительно может служить поводом для настоящей гордости. Хотя бы как напоминание о том, что инженеры Антонова, которые работали в кооперации с другими советскими предприятиями, еще тридцать лет назад поставили на крыло машину, к параметрам которой только сейчас приблизились авиастроители США, презентовавшие в мае нынешнего года уже упомянутый самолет для космических пусков. Но вечно гордиться одной «Мрієй» нельзя, а украинский авиапром не произвел в последние годы ничего, кроме прототипа самолета Ан-132 — который также является осовремененной модификацией советского транспортника А-32. Поэтому, с целью создания необходимых для поддержания морального духа нации «перемог» приходится использовать даже разработанный в послевоенные годы «кукурузник».

Какая страна, такие рекорды

Впрочем, это весьма скользкий ход с точки зрения патриотической пропаганды. Ведь старшее поколение может вспомнить о том, что еще четверть века назад Ан-2 широко использовался на многочисленных регулярных пассажирских рейсах, которые совершались тогда по всей стране, даже из некоторых сравнительно больших сел. Судя по опубликованному в интернете расписанию сравнительно небольшого черновицкого аэропорта за 1977 год, с него ежедневно совершались более тридцати авиарейсов в небольшие райцентры Буковины, по цене от 1 до 9 рублей — не говоря уже о дальнемагистральных рейсах в крупные города советских республик. Тогда как сегодня из Черновцов осуществляется единственный регулярный авиарейс в Киев. Причем, по цене, совершенно неподъемной для простых местных жителей — которые в основном перемещаются по миру на заробитчанских автобусах и поездах.   

Больше того, кто-то из украинцев наверняка вспомнит о временах, когда улицы украинских городов называли в честь выдающихся летчиков-испытателей — Валерия Чкалова, харьковчанки Валентины Гризодубовой, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Михаила Бабушкина, Михаила Водопьянова или Владимира Коккинаки. Имена этих выдающихся рекордсменов, которые летали к Северному Полюсу, совершали уникальные на то время трансконтинентальные перелеты в США,  спасали людей с полярных льдин, и получили настоящую мировую славу, активно стираются сейчас из топонимики украинских городов, в рамках политики «декоммунизации». Во многом, именно потому, что наши  современные рекорды, вроде полета на «кукурузнике», очень невыгодно смотрятся на фоне их достижений, которые были совершены еще в первой половине ХХ века.

Увы, но понижение планки национальных рекордов всегда говорит о том, что у страны большие проблемы с предметом для гордости. Пиар-кампания вокруг Ан-2 укладывается в целую череду таких же «перемог» — вроде самого большого в мире бутерброда с салом, гигантского тризубца из высаженного на поле риса, или арбузной баржи, которую с огромной помпой отправили их Херсона в Киев за счет помощи иностранного государства. Хотя арбузы сплавляли в Киев еще со времен писавшего об этом Куприна, а в советское время, когда на Днепре наблюдался настоящий транспортный бум, отправка такого груза не удостоилась бы и двух слов в районной газете.

Какая страна — такие рекорды.