Как пишет издание «Я и закон», первыми пострадают ученики сельских школ, содержать которые накладно для государственного бюджета. 

Министерство образования и науки Украины предлагает вернуться к практике гувернёров и ввести педагогический патронаж вместо полноценного школьного обучения. Глава ведомства, бывший учитель биологии из Галичины, Лилия Гриневич выступила с инициативой обновить Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Предлагается внедрить новые формы получения общего среднего образования: семейное (домашнее) и педагогический патронаж. Кроме того, определены особенности экстернатной формы обучения.

«Получение образования по семейной форме возможно для лиц, родители или другие законные представители которых изъявили желание организовывать образовательный процесс самостоятельно», — пояснила министр.

Раньше такая форма практиковалась только для детей-инвалидов, неспособных самостоятельно посещать учебные заведения. Теперь же к этой категории добавят и школьников, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. По мнению экспертов, прежде всего это относится к детям переселенцев и трудовых мигрантов.

Кроме того, как отмечают в Минобразовании, педагогический патронаж может быть организован для получателей начального и базового среднего образования, проживающих в сёлах и посёлках, когда количество учеников в классе менее 5 человек, или для детей, находящихся на амбулаторном лечении или в стационаре на протяжении более месяца.

Чечило: Вместе со школами на Украине можно закрывать целые города
Чечило: Вместе со школами на Украине можно закрывать целые города
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Как отмечает эксперт Инга Кирюхина, такие инициативы свидетельствуют о старте развала общеобразовательной системы, поскольку у государства нет средств на содержание такого количества школ, особенно в сельской местности.

«Сегодня дети в начальных классах месяцами сидят без парт, учебников. Учителя разбегаются в Белоруссию, Россию, ЕС. Если за год закрыли 800 больниц, то почему нельзя закрыть столько же школ? Тем более что один из чиновников Мининфраструктуры Лев Пархцеладзе уже начал рекламировать систему частного образования, намекая, что не такое уж оно и дорогое. Явно государство хочет соскочить с темы бюджетного обеспечения учебных заведений и после уничтожения «совковой» медицины взялось за развал советской же системы образования. Нацелились на ликвидацию среднего образования, ибо сеятелям рапса много знаний не нужно. Запаришься же отменять Булгакова, переводить Пушкина на мову и сокращать часы физики. Лучше сразу — домашнее образование, гувернёры, педагогический патронаж. Гугл в помощь, короче», — заявила она.

Внешнее независимое оценивание-2018 (украинский аналог ЕГЭ) показало низкий уровень знаний выпускников школ. По словам директора Украинского центра оценивания качества образования Вадима Карандия, хуже всего дела обстоят с математикой. Чуть больше половины — 52% — экзаменуемых смогли решить задачу по сокращению дроби, с которой должны справляться ученики 8 класса. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, окончивший Московский физико-технический институт по специальности «прикладная математика и физика», назвал результаты экзамена позорными. Он признался, что хочется бить тревогу, потому что каждый второй выпускник не ориентируется в элементарных математических правилах.