Ну и поскольку завод, как предполагается, будет работать, неплохо было бы посмотреть, что это за предприятие.

В 1897 году в Мариуполе заработал трубный цех Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества, созданный немецким и американским капиталом. Именно от этого производства пошёл нынешний ММК им. Ильича. Годом позже заработал завод русско-бельгийского общества «Русский Провиданс».

Новая жизнь. Что будет с портом Мариуполя
Новая жизнь. Что будет с портом Мариуполя
© РИА Новости, Сергей Батурин / Перейти в фотобанк

Размещение этих предприятий (равно как позже и «Азовстали») было связано с логистикой — город находится на полпути между углём Донецкого бассейна и рудой Камыш-Бурунского месторождения. О последней ныне позабыли, а между тем на керченском сырье работали минимум три предприятия — «Азовсталь», ММК им. Ильича и Керченский металлургический завод. Добыча там руды была признана нерентабельной (из-за её низкого качества) только в начале 90-х.

После революции предприятия были национализированы, а в 1920 году объединены в составе Мариупольского объединения советских предприятий. В 1924 году объединённый завод получил имя Ленина (завод им. Ильича). Полностью производство было восстановлено только в 1927 году.

С заводом им. Ильича связан важный момент в развитии стахановского движения — именно тут работал легендарный Макар Мазай (даже в позднесоветские времена Мазая, Пашу Ангелину и Петра Кривоноса надо было знать наряду с самим Алексеем Стахановым).

Другой важный момент — именно этот завод был единственным в СССР предприятием, способным производить катаную сталь большой толщины. Это стало актуальным при переходе на модели танков с противоснарядным бронированием — КВ и Т-34.

В июле 1941 года соответствующее производство («Стан 4500») эвакуировали в Магнитогорск, где уже в октябре было возобновлено производство. Основное производство в Мариуполе было уничтожено, и работа восстановилась только к концу 1944 года.

В 1948 году предприятие называется Ждановским металлургическим заводом им. Ильича. Выпускал конструкционные и броневые марки стали (украинские Т-64 защищены ильичёвской бронёй), трубы для буровых колонн и цистерны. В 1958 году на базе машиностроительных цехов завода был создан отдельный машиностроительный завод («Азовмаш»). В 1954-1969 годах завод был реконструирован.

Ильич, да не тот: прошлое и будущее ММК им. Ильича

В независимой Украине ММК им. Ильича стал одним (наряду с «Мотор-Сичью») из примеров «правильной» приватизации трудовым коллективом под чутким руководством «красного директора» (работал на ММК всю сознательную жизнь — с 17 лет) Владимира Бойко — трижды нардепа и Героя Украины. При нём предприятие стало многопрофильным — Бойко активно покупал всё, что попадалось под руку.

Он, например, приобрёл несколько аграрных предприятий («ильичёвских колхозов»), СМИ и множество профильных активов в Донбассе. Приватизировали завод по специальной процедуре, для чего в 2000 году был принят отдельный закон.

Завод «Азовсталь» в Мариуполе. История металлургического Феникса
Завод «Азовсталь» в Мариуполе. История металлургического Феникса
© РИА Новости, Владимир Первенцев / Перейти в фотобанк

Кончился этот «островок социализма» немного предсказуемо — попыткой рейдерского захвата (насколько можно понять, поддержанной на самом высоком государственном уровне). В результате, в 2010 году Бойко был вынужден пойти на поглощение «Метинвестом» Рината Ахметова.

Последний подошёл к делу со свойственным ему размахом — отказался от непрофильных активов и приступил к модернизации профильных. Более современным чем «Азовсталь» ММК не стал, но производством остался вполне эффективным. Правда численность работающих на нём сократилась с 49 до 14 тыс. человек.

Ахметову удалось даже сохранить название предприятия в условиях декоммунизации — в апреле 2016 года завод стал носить имя Ильича в честь советского ученого-металлурга, директора Института чёрной металлургии УССР в 1952-1976 годах, Зота Ильича Некрасова. Понятно, что Ахметов поиздевался над Институтом национальной памяти, но по закону-то всё правильно — в честь академика, пусть и советского, как бы можно… В конце концов, Михаил Грушевский тоже был советским академиком.

16 февраля 2022 года Мариуполь посетили Ринат Ахметов и Вадим Новинский (визит был связан со 125-летием ММК), которые осмотрели, в частности, строительные площадки частного университета «Метинвест политехника» и цеха холодной прокатки на ММК, а также работающую машину непрерывной разливки стали. Этот визит по сей день поминают Ахметову незлым (нет), тихим (не-е-ет!) словом — благодаря ему многие люди не выехали из города, когда выезжать было нужно…

С началом СВО производство на ММК было остановлено и переведено в режим «горячей консервации». Впрочем, закончилось всё полной остановкой, в частности, были погашены доменные печи (удастся ли их запустить снова — вопрос). На заводе закрепились украинские военные (в основном, подразделения 36 бригады морской пехоты), но к 15 апреля он был полностью зачищен. Сооружения и оборудование получили повреждения, но не столь тяжёлые, как на «Азовстали».

 

Свободная гавань: порт Мариуполя после освобождения покинуло первое судно
Свободная гавань: порт Мариуполя после освобождения покинуло первое судно
© Украина.ру

Если говорить об уникальных производствах, то ММК — единственный на Украине производитель оцинкованного и окрашенного холоднокатаного листа, а также броневой стали. Вообще у предприятия очень широкий сортамент проката, а также полуфабрикатов.

Поскольку это одно из немногих предприятий полного цикла, то тут, например, производится агломерат и кислород (последний имеет все соответствующие сертификаты и во время эпидемии поставлялся в больницы). На предприятии реализован ряд уникальных экологических проектов. Например, на алгофабрике за семь лет выбросы по пыли снизились на 90%, а по сере — на 46%.

Вообще, вопрос собственности — ключевой для будущего предприятия.

16 апреля Ахметов заявил, что «Мариуполь — это мировая трагедия и мировой пример героизма. Для меня Мариуполь был и всегда будет украинским городом», и пообещал «всё восстановить». Правда, не самостоятельно, а за счёт «Плана Маршалла».

Бывший директор предприятия Тарас Григорьевич Шевченко (кстати, один из самых опытных менеджеров металлургической промышленности на Украине, ранее работал на ДМК им. Петровского в Днепропетровске и на Алчевском меткомбинате): «если только у мариупольцев будет возможность добраться до своего любимого города и предприятий, то мы обязательно сможем восстановить и запустить в эксплуатацию наши металлургические комбинаты».

Мариупольцы до комбината, конечно, доберутся — из города до начала осады выехало всего 5 тыс. сотрудников «Метинвеста», причём часть из них уже возвращается. А вот что касается Ахметова, то он себе дорогу в Мариуполь закрыл навсегда. 27 мая Пушилин сообщил, что предприятия, принадлежащие украинским и иностранным собственникам, которые спонсируют националистические батальоны, перейдут в собственность государства.

Аритмия стального сердца Донбасса. Судьба Донецкого металлургического завода
Аритмия стального сердца Донбасса. Судьба Донецкого металлургического завода
© commons.wikimedia.org, Andrew Butko

Так что комбинат будет работать с новыми владельцами. Кто и на каких условиях придёт в Мариуполь — вопрос. Ведь в своих нишах ММК составляет конкуренцию российским производителям. Например, оцинкованный и окрашенный лист производит Новолипецкий комбинат Владимира Лисина, а броневую сталь — Магнитогорский комбинат Виктора Рашникова. Вероятно, можно создать условия, при которых они будут заинтересованы в восстановлении производства в Мариуполе — это вопрос уже к российскому правительству.

Хочется, однако, верить, что Мариуполь останется одной из металлургических столиц юга России. Тем более что экологический задел Ахметова позволяет реализовать и курортный потенциал Приазовья.