Украина хочет побороться за умы на русском языке. Ради этого официальный Киев готов запустить русскоязычный канал, который будет вещать на весь мир, сообщил в интервью агентству «Интерфакс-Украина» заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко.

«У нас разработан вариант запуска украинского русскоязычного канала, которым мы сможем покрывать русскоговорящее население по всему миру», — отметил он.

По словам Тимошенко, в команде президента Украины Владимира Зеленского хотят, чтобы это был государственный канал.

«Но мы договариваемся с частными каналами о передаче прав на использование их самого классного контента», — отметил Тимошенко.

Эту новость со скепсисом восприняли в России. Как заявил в комментарии RT Владимир Джабаров, у Украины есть более насущные проблемы.

«Настойчивые попытки столкнуть Россию и Украину не приведут ни к каким результатам. Русскоязычный телеканал будет существовать, но это не значит, что люди, которые будут его смотреть, не смогут разобрать, кто враг Украине, а кто друг. Украине и без этого хватает проблем, которые нужно решать в преддверии зимы», — отметил он, подчеркнув, что если на канале будет пропаганда против России, его потенциальная аудитория воспримет это негативно.

Главный редактор RT Маргарита Симоньян, как и Джабаров, уверена, что у Украины есть более важные проблемы.

Соратник Зеленского рассказал, как будут бороться с «информационным ядом» в виде «каналов Медведчука»
Соратник Зеленского рассказал, как будут бороться с «информационным ядом» в виде «каналов Медведчука»
© Sputnik | Перейти в фотобанк

«Когда президент бедной и измученной страны, где идет гражданская война — уже дольше, чем продолжалась Великая Отечественная — находит самой своевременной инициативой создание очередного телеканала — это вызывает только сочувствие», — отметила Симоньян в комментарии РБК.

Она вспомнила о попытке создать «клон» ее канала на Украине — Ukraine Today, который просуществовал весьма недолго.

«Вы что-нибудь слышали об этом "Юкрейн"? Он уже и загнулся, кажется», — указала она.

Пример с судьбой канала, о котором говорила Симоньян, весьма показателен. Благодаря ему можно понять, отчего попытка создать русскоязычный канал на Украине может потерпеть фиаско.

Спросите Коломойского

В 2014 году украинский олигарх Игорь Коломойский, который после Майдана возглавил Днепропетровскую областную государственную администрацию, решил сказать свое слово в информационной войне Украины с Россией. Имеющихся у него каналов, среди которых выделялся «1+1», олигарху не хватило. И он решил создать канал для вещания на весь мир на английском языке.

Распил и пропаганда: что уготовила Крыму и Донбассу команда Зеленского
Распил и пропаганда: что уготовила Крыму и Донбассу команда Зеленского
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

«Для нас важно предоставить международному сообществу доступ к реальным фактам и событиям в Украине, России и странах СНГ. К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями широкомасштабной информационной войны со стороны государственных СМИ России. Мы считаем, что можем на это ответить, а именно объективной информацией, построенной на принципах цивилизованного мира — со всеми точками зрения, без лжи и искажений. Ukraine Today — наш вклад в поддержку европейского выбора Украины», — заявил в июле 2014 года генеральный директор «1+1 Media» Александр Ткаченко.

Кстати, сейчас — пять лет спустя — Ткаченко прошел в Верховную Раду по спискам президентской партии «Слуга народа». При этом люди в окружении Зеленского прочат Ткаченко на пост главы Киевской городской государственной администрации.

Канал с помпой запустил вещание 24 августа — в День независимости Украины. Само название канала было калькой с Russia Today. Не удивительно, что журналисты последнего захотели пообщаться с украинскими «коллегами». Сентябрьский эфир на RT фактически похоронил UT. Даже сторонники украинских властей признали: на фоне российской журналистки Аниссы Науэй генеральный продюсер Ukraine Today Татьяна Пушнова выглядела бледно. А демарш последней оставил неоднозначное впечатление.

Что помешало выпустить на разговор с Науэй главреда украинского канала, носителя английского языка Питера Дикинсона, осталось загадкой. Ukraine Today так и не стал популярным. Рейтинги канала были низкими, и 1 апреля 2016 года он прекратил эфирное вещание, уйдя в интернет, где вещание прекратили с 1 января 2017 года.

Последний сюжет — от декабря 2016 года — производил удручающее впечатление. Комментатора записывали по скайпу, а сама журналистка находилась в каком-то полутемном помещении, не напоминающем студию. Последний ролик на Youtube-канале Ukraine Today появился 12 октября 2017 года — спустя десять месяцев после предыдущего. Комментаторы задали вопрос, не ожил ли канал. Но ответа так и не получили.

И вот на Украине снова заговорили о возрождении вещания на весь мир. На сей раз не на английском, а на русском языке.

Где деньги и закон?

Судя по словам Кирилла Тимошенко, новый канал будет государственным. И тут сразу встает вопрос о финансировании. Вопрос не праздный, так как то же государственное общественное телевещание — «UA: Суспільне мовлення» («UA: Общественное вещание») сейчас испытывает потребность в деньгах. Планируемая реформа, благодаря которой два общегосударственных канала — «UA: Перший» и «UA: Культура» должны были стать подобием украинского ВВС забуксовала.

«А в Украине с информационной политикой, наверное, не все хорошо! Когда UA: Перший недополучает финансирование на 50%, его просто урезают с выражением покер-фейс, а «свой аграрий» получает из бюджета дотаций на ярд-второй, это говорит только об одном — централизованной информационной политики НЕТ! И даже если кто-то пытается ее создавать — получает яростный отпор и сопротивление. Просто другу из куриного бизнеса деньги нужнее, чем Телецентру», — негодовал 27 июля медиаэксперт, бывший член общественного совета при Нацсовете по вопросам телерадиовещания Александр Глущенко.

Что характерно, его мнением у себя на странице поделился глава правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания. Кстати, ранее сам Аласания жаловался, что общественное вещание в 2019 году получило лишь 59% финансирования.

Тем временем в Офисе президента отмечают, что общественное вещание затратно, а деньги можно выручить от продажи избыточного имущества.

«Мы несколько раз встречались с руководством "Общественного", с донорами, которые ему помогали. Мы будем гарантировать "Общественному вещанию" финансирование, которое будет обеспечивать Кабмин. Но у них будет четкий KPI (ключевые показатели эффективности) — мы это понимаем по фидбэкам доноров. Сейчас на "Общественном вещании" работает 4,5 тыс. человек. Да, раньше их было, если не ошибаюсь, 7,5-7,8 тысяч, но это все равно чересчур. Много зданий и другого, в чем нет необходимости. Они не могли добиться, чтобы правительство разрешило им это продавать. Для этого есть площадка "ProZorro.Продажи"», — отметил Тимошенко в комментарии агентству «Интерфакс-Украина».

Но помимо денег есть и другая проблема, которую можно выразить двумя словами: языковой закон. Согласно ему украинские общенациональные каналы могут показывать не более 10% программ на иностранном (то есть на русском) языке, местные вещатели — 20%. Таким образом, команде Зеленского придется вносить изменения в языковой закон, что поднимет на дыбы всю националистическую оппозицию. Кроме того, «Слуге народа» придется принимать отдельный закон о новом госканале, вещающем на русском языке.

Культурная резервация: Депутаты Украины испугались российских фильмов и певцов
Культурная резервация: Депутаты Украины испугались российских фильмов и певцов
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Ситуация абсурдна: изначально на Украине было несколько мощных каналов, вещающих на русском языке, часть продукции которых была популярна и в России. Достаточно сказать, что в 2017 году, как указывало издание РБК, в том числе и благодаря украинским шоу российский канал «Пятница» показал лучшую динамику роста, чем конкуренты: его выручка в 2016 году выросла на 21% к 2015 году — до 4,4 млрд руб. Главными хитами канала были шоу «Орел и решка», «Ревизорро», «Пацанки» и «Мир наизнанку». Эти программы либо полностью придуманы на Украине, либо являются плодом совместного творчества украинских и российских продюсеров. Но каналам буквально «обрезали язык». А теперь хотят создать еще один, который будет поглощать бюджетные деньги.

Эти траты в Украине с ее непростой экономической ситуацией могут быть восприняты неоднозначно. Тем более, в мире хватает каналов, вещающих на русском языке и ведущих антироссийскую пропаганду.

Зачем платить больше?

Украинскую точку зрения на войну в Донбассе и ситуацию в Крыму успешно доносят такие СМИ, вещающие на русском языке, как «Радио Свобода», «Голос Америки», Би-би-си, прославляющее неонацистов из С14, и та же русская служба Euronews.

Последняя недавно отметилась двумя пропагандистским материалами, о чем писало издание Украина.ру. Уровень подтасовок был настолько низким, что зрители канала оставили негодующие комментарии в YouTube.

«Боевики на востоке Украины, действия происходят в Италии, а вы Путина показываете. Добиваетесь нужного ассоциативного ряда?» — гласил один из комментариев к сюжету, который был посвящен новости о задержании связанных с украинскими неонацистами боевиков в Италии.

При этом в сюжете неожиданно показали президента РФ Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и других представителей российского военного командования.

Не вырубишь топором! Euronews плодит фейки и ведет пропагандистскую войну против России
Не вырубишь топором! Euronews плодит фейки и ведет пропагандистскую войну против России
© REUTERS, Polizia di Stato/Handout | Перейти в фотобанк

Что касается Крыма, то украинское вещание на него провалилось. Украинцев спасают лишь американцы. Точнее, Конгресс США, который финансирует «Радио Свобода». Последнее в марте 2014 года создало подразделение «Крым. Реалии» — его домен зарегистрирован 20 марта 2014 года — через два дня после перехода Крыма в состав РФ в результате референдума, на котором подавляющее большинство проголосовавших высказалось за воссоединение с Россией.

«Крым. Реалии» не только «информирует» о состоянии дел на полуострове в выгодном США и Украине ключе, но и предоставляет всем желающим возможность самостоятельно изучить крымскотатарский язык (естественно, письменность при этом изучается латинская, а не кириллическая).

В общем, у Украины на поприще русскоязычных антироссийских пропагандистских каналов есть мощные конкуренты. В таких условиях повторение опыта Ukraine Today более чем вероятно.