Скандал с готовившимся покушением на вице-премьер-министра Италии Маттео Сальвини вчера всколыхнул не только Италию, но и Украину. Это неудивительно: задержанные швейцарец и итальянцы имели связи со своими украинскими «побратимами».

«Это была одна из многих угроз смерти, которые поступали мне каждый день. Спецслужбы говорили про украинскую группу, которая пыталась меня убить. Я рад, что это помогло изъять безумный арсенал оружия», — рассказал о произошедшем сам Сальвини.

Сарган осудила украинские СМИ, которые развивают тему с покушением на Сальвини
Сарган осудила украинские СМИ, которые развивают тему с покушением на Сальвини
© Facebook Ларисs Сарган

Ранее итальянские и мировые СМИ облетели кадры, запечатлевшие арсенал, изъятый у двух итальянцев и швейцарца, принадлежащих к ультраправым группировкам. Речь шла не только о стрелковом оружии, но и о ракете «воздух-воздух». При этом помимо оружия у подозреваемых изъяли предметы с нацистской символикой. К примеру, табличку с надписью готическим шрифтом «Adolf Hitler Platz» («Площадь Адольфа Гитлера»).

Украинцев эта новость не порадовала. Пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган вообще потребовала, чтобы СМИ Украины не распространяли неудобные новости.

«Просто шок! Вице-премьер и министр внутренних дел Италии известен как российский лоббист, который придерживается пророссийских взглядов, неоднократно высказывался в поддержку российских властей, считает законной аннексию Крыма и выступает за отмену санкций ЕС против России… Коллеги из украинских СМИ, вы же на полном серьезе подаете эту инфу. Цель какая?» — написала она в Facebook, подчеркнув, что выступает как частное лицо.

Досаду Сарган можно понять. Ведь ранее западные СМИ в один голос заявили, что задержанные воевали на стороне «сепаратистов Донбасса». Теперь же оказалось, что ведущие средства массовой информации Запада откровенно лгали своим читателям и зрителям. И лгали сознательно.

Трудности перевода

Вице-премьер Италии сообщил, что его собиралась убить украинская группировка
Вице-премьер Италии сообщил, что его собиралась убить украинская группировка
© РИА Новости, Тарас Литвиненко | Перейти в фотобанк

Первоначально сообщение на сайте итальянской полиции, в котором рассказывалось о задержании ультраправых и изъятом у них арсенале содержало следующие слова: «аveva monitorato alcune persone legate a movimenti politice dell`ultra destra e che avevano combattuto nella regione ucraina del Donbass contro gli indipendentisti». В переводе эта фраза означала следующее: «наблюдали за некоторыми людьми, связанными с политическими ультраправыми движениями и воевавшими в украинском регионе Донбасс против индепендистов». Три последних слова на итальянском, одно из которых к тому же артикль, сложно перевести как-либо иначе. Разве что индепендистов (сторонников независимости) можно назвать сепаратистами. Но западным СМИ удалось превзойти самых нерадивых переводчиков.

Ведущие СМИ, среди которых BBC и СNN, сообщили, что задержанные в Италии воевали против украинских войск на стороне сепаратистов.

Издание Украина.ру подробно писало об этой ошибке, которую допустили ведущие СМИ мира. Фейк распространили и такие уважаемые информационные агентства, как Associated Press и Reuters. Позже полиция изменила официальное сообщение, убрав оттуда упоминание о том, на чьей стороне в Донбассе сражались подозреваемые.

Но фейк успел разлететься по СМИ. При этом некоторые европейские СМИ сознательно искажали информацию, что можно предположить, ознакомившись с их последующими сюжетами.

Господин соврамши

Euronews — европейский ежедневный круглосуточный информационный телеканал, основанный европейскими государственными телекомпаниями в 1992 году. Сегодня среди его акционеров есть и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания. Были среди акционеров и украинцы. В 2014 году постмайданное руководство Госкомтелерадио и НТКУ разорвало контракт с Euronews, отказавшись вносить свою долю в финансирование деятельности компании. Украинскую службу канала начал поддерживать олигарх Дмитрий Фирташ.

Убийство журналиста Рокелли: Аваков выдвинул ультиматум итальянским властям
Убийство журналиста Рокелли: Аваков выдвинул ультиматум итальянским властям
© Yulia Babych

«Национальная телекомпания Украины, бросив версию Euronews, не смогла нас финансово подавить. Уже заключено соглашение с телеканалом «Интер» (входит в Inter Media Group), и уже получены первые платежи от нового украинского партнера — 3,9 миллиона евро. Это меньше, чем до этого должен был платить НТКУ, но никогда не платил после первого взноса, но на эти деньги удастся сохранить украинскую версию», — сообщил в 2015 году вице-президент наблюдательного совета Euronews Петр Федоров.

Идиллия длилась год. В октябре 2016-го появились новости, что украинская служба Euronews все же закрывается из-за недостатка финансирования. Тогда без работы осталось 17 журналистов, которые потребовали, чтобы их взяли в русскую службу канала. В русской же редакции заявили, что, несмотря на открытые вакансии, брать украинцев не хотят из-за «разного культурного фона». В декабре украинцы подбили ряд редакций на бунт. Но это не помогло. В апреле 2017 года вещание на Euronews на украинском языке прекратилось.

Однако, судя по свежим сюжетам, создается впечатление, что украинские журналисты все же нашли работу в русской редакции Euronews. В первом сюжете об обысках в Италии, который назывался «Арест правых экстремистов в Италии» (ролик на YouTube носил название «Итальянские наемники в Донбассе»), читая закадровый текст, диктор повторила расхожую ложь.

«Операция прошла в Турине и в других городах Италии в рамках расследования участия итальянских неонацистов в боевых действиях в Донбассе на стороне пророссийских сепаратистов», — отметила она.

Правда, на сайте делалась оговорка: «Позднее в полиции уточнили, что задержанные не связаны с участниками боевых действий в Донбассе».

Характерен и бэк к этой новости. Полностью он выглядит так: «В начале июля в Генуе были приговорены к тюремному заключению три человека, включая гражданина Молдавии, которые, как постановил суд, воевали в Донбассе в рядах пророссийских сепаратистов. Наёмники были арестованы в прошлом году, после того как полиция раскрыла организацию, занимавшуюся вербовкой людей для участия в боевых действиях на юго-востоке Украины». Его не убрали даже после того, как полиция изменила свое сообщение. Более того, в русской редакции Euronews решили умолчать о деле убийцы итальянского фотожурналиста Андреа Роккелли — нацгвардейца Виталия Маркива, которое мало того что слушалось в том же регионе, но и было ближе по времени к описываемым событиями и также было связано с участием итальянских граждан в войне в Донбассе. Напомним, Маркив, осужденный несколько дней назад на 24 года тюремного заключения, имел и итальянское, и украинское гражданство.

Но в следующем сюжете по данной тематике русская служба Euronews вообще попрала все стандарты журналистской этики. Сюжет назывался «Украинцы готовили покушение на Сальвини?». В конце сюжета идет закадровый текст: «Расследование, в рамках которого был обнаружен склад, связанный с пятью итальянскими экстремистами, которые участвовали в вооруженном конфликте на востоке Украины. В рамках этого дела арестованы три человека».

На слове «склад» оторопевшему зрителю показывают… президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова, которые посещают одну из оборонных выставок.

На словах «В рамках этого дела арестовано три человека» крупным планом показан Путин и стоящие за ним полковник Игорь Дробот — начальник технополиса «ЭРА» — и Шойгу. Каким образом президент России и двое высокопоставленных российских военных связаны с тремя арестованными в Италии, остается гадать.

Хотя совершенно явно (но с журналистской точки зрения довольно топорно) режиссер сюжета хочет привязать в сознании зрителей покушение на Сальвини к руководству РФ.

При этом в тексте новости использовался все тот же бэк о молдавском гражданине.

Остается лишь добавить, что само итальянское расследование весьма интересно, ведь оно проливает свет на связи украинских и итальянских ультраправых. Правда, вряд ли это заинтересует Euronews. Здесь, видимо, от объективности в изложении новостей отказываются в пользу сомнительных фейков.