Хотя, конечно, о культуре говорить так не вполне пристало, но в крае, где с политикой связывается так или иначе все и культурный визит приобретает вид верительных грамот, это, пожалуй, позволительно. Особенно, когда речь заходит об одном из самых талантливых и успешных композиторов современности — Эдуарде Артемьеве

Артемьев, Донецк, история

Роскошь и пустота «Донбасс Арены»: пятый год без футбола (Фоторепортаж)
Роскошь и пустота «Донбасс Арены»: пятый год без футбола (Фоторепортаж)
© Павел Нырков
16 мая он вместе с Донецкой государственной академической филармонией им. Прокофьева представил на суд донецких ценителей музыки оркестровую сюиту по мотивам знаменитого фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Ценно то, что автор и сам впервые слушал свое произведение вживую. И то, как исполнил произведение симфонический оркестр филармонии под управлением Владимира Заводиленко, ему весьма и весьма понравилось.

Кто такой Эдуард Артемьев? Это, несомненно, музыкальная душа уходящего века, это просто гениальный художник, который кроме всего прочего, как все настоящие художники, честен перед собой и открыт миру. Когда-то его имя означало целый пласт новаторской музыки, в том числе и электроакустической. Скажем, во Франции был Дидье Маруани, в Греции, Вангелис, а в СССР, России — Артемьев. Давно уже его фамилия стала символом электронной музыки и музыкального синтеза звука.

В 1990 году он основал «Российскую ассоциацию электроакустической музыки», проторив дорогу последователям из числа молодых талантов. В то же время Эдуард Николаевич удивительно классический композитор. Вдохновляясь звуками родной речи, русской природы, произведениями великих предшественников, Артемьев создал множество знаковых для России произведений. Недаром его мажорная, жизнеутверждающая и вместе с тем романтическая музыка была выбрана для открытия и закрытия Московской Олимпиады-80 и Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А еще он написал музыку для 150 отечественных фильмов, из которых самые примечательные — для кинолент своего старинного друга Никиты Михалкова. 

Михалков не приехал, но приедет — слово дал

«Впервые встретились мы с ним за обедом, который плавно перетек в ужин и так все 50 лет», — вспоминал когда-то Никита Сергеевич, который, к слову сказать, также должен был приехать в Донецк, с Артемьевым. В последний момент дела задержали режиссера в Москве, но он прислал со своим другом видеообращение к жителям Донецка. «Я очень счастлив, что Артемьев, один из самых гениальных композиторов современности, приехал в ваш чудесный город, привез эту чудесную музыку, я счастлив, что вы, живущие в трудных условиях, стремитесь к прекрасному, к искусству, к музыке», — сказал Михалков. А также выразил уверенность в победе дела, за которое сражается Донецк: «Помните, Шукшин как-то сказал — счастлив тот, кто смел и прав». И пообещал, что точно приедет в Донецк с большой программой музыки из его кинофильмов.

Все чувства мира в одном зале

Донецк в День Победы: парад воюющей республики
Донецк в День Победы: парад воюющей республики
© РИА Новости, Сергей Аверин | Перейти в фотобанк
Надо сказать, что исполнение оркестровой сюиты «Сибирский цирюльник» в Донецком Центре славянской культуры — это самая что ни на есть настоящая и громкая мировая премьера. Это было уникальное событие. Тот же Михалков, например, тоже не слышал, как он сказал, все эти вещи «в собранном виде». Донецку повезло — в заде звучали все 22 музыкальных произведения или, если угодно, темы саундтрека к фильму. Многие из них исполнены были вообще впервые. Солистка Донецкой филармонии заслуженная артистка Украины Анна Братусь волшебно спела в финале концерта песню Джейн, не вошедшую в фильм по техническим причинам.

Скажу честно — не приходилось до сих пор слышать ни такой мертвой тишины в зале во время концерта, ни грома, просто шквала, аплодисментов после него. Эдуарда Артемьева, вышедшего на сцену поприветствовать донецкую публику и музыкантов, встретили такой продолжительной и горячей овацией, что старый композитор просто прослезился. На следующий на пресс-конференции в Донецке, говоря о том, что сделали для его музыки дончане, он сказал: «Мне прислали в январе запись и приглашение. Я не мог поверить, что это было исполнено с таким энтузиазмом, нет, даже не энтузиазмом, а с любовью — это будет точное слово. Спасибо властям республики, что нашли возможность профинансировать это событие, концерт».

Знаете, очень редко сталкиваешься с той атмосферой взаимной приязни слушателей, исполнителей и автора, которая царила на премьере артемьевской сюиты в столице ДНР. Это случается, наверное, только когда искренность творения встречает чистоту помыслов и полную открытость восприятия. И, признаться, передать эту атмосферу словами очень и очень сложно. Тут в дело вступает некая метафизика, честное слово.

Тяжелая артиллерия русской культуры

И пару слов о роли премьеры и приезда таких выдающихся, вошедших давным-давно в историю российского и мирового искусства, людей, как Эдуард Николаевич Артемьев.

Помпезные и затрапезные истории из жизни Мирчи Луческу, величайшего тренера времен футбольной независимости Украины
Помпезные и затрапезные истории из жизни Мирчи Луческу, величайшего тренера времен футбольной независимости Украины
© Руслан Мармазов
Донбасс шаг шагом входит во всероссийское культурное поле, естественным образом возвращается к тому истоку, от которого его на протяжении целого века пытались оторвать вопреки здравому смыслу. Заметим, что в этом нет никакой донецкой исключительности — так же жестоко украинский национализм насиловал и насилует русские по истории, культуре и менталитету Харьков, Одессу, Киев, Херсон, Днепропетровск. Но так вот вышло, что Донбасс первый идет по этому, усеянному отнюдь не розами, пути.

Другим за ним, надеемся, идти по той же дороге будет легче. А в том, что это рано или поздно произойдет, нет сомнений. И помогает возвращению этому великая русская культура, великое русское искусство, великие русские люди. Тот факт, что вслед за прекрасными, но малоизвестными музыкантами в Донбасс начали ездить люди уровня сначала Юлии Чичериной, Олега Газманова и питерского ансамбля барокковой музыки «Солисты Екатерины Великой», а теперь вот и Артемьева, за которым ясно маячит и фигура Михалкова, говорит о том, что Русский мир в битве за будущее русской культуры в Донбассе подключает уже и тяжелую артиллерию. А она такого калибра и такого уровня воздействия и звучания, что не услышать слово русской правды не сможет никто в мире.