У меня есть плохая новость, которая не новость.

На Украине есть настоящая фашистская партия. Без иронии и ерничества. Называется она ВО «Свобода».

Идеологи «Свободы» стереотипизируют этнические группы и, как само собой разумеющуюся, продвигают идею о коллективной вине и ответственности народов (в первую очередь — евреев) перед украинской нацией.

Аргументы однотипны — винтажный ОУНовский мем «жидокоммуна», миф о голодоморе который был не геноцидом украинского народа, а этноцидом украинского этноса, устроенном евреями. А также «еврейский фашизм» и воображаемый Израиль, который в их представлении не демократическое государство, а ультранационалистическая диктатура (хотя именно этим Израиль им и нравится, причем избирательная израилефилия у них спокойно уживается с пещерным антисемитизмом). На эти темы они сворачивают любую дискуссию. По крайней мере с евреями: «А мы, а вы, а у вас в Израиле»…

Народ Украины в их головах жестко делится на «титульную нацию» и «враждебные меньшинства» «, над которыми «титульные» должны господствовать «на своей, богом данной земле». «Пам'ятай, чужинець, тут господар — українець».

Ксенофобия — их религия, а антисемитизм для них — не только краеугольный камень идеологии, но и фундамент украинской национальной самоидентификации.

Я не хочу затрагивать тему коррупционных скандалов, связанных со «Свободой». Даже не хочется вспоминать речь Олега Тягнибока на Яворине и уманские эпизоды.

Но вот не так давно фастовский районный фюрер этой партии Юрий Горбинко прославился своим трогательным воспоминанием о «дядьке с короткими усами, который, к большому сожалению, не закончил свою работу». И это не единичный случай.

У меня уже устала рука банить бессчетных нацистских троллей со свободовским троеперстием в профиле. В последнее время их одолела ностальгия по газовым камерам и печам крематориев. Полуофициальная глорификация холокоста в свободовском дискурсе — прямое следствие тезиса о коллективной ответственности народов.

Они воспринимают факты участия украинцев в акциях геноцида во время Второй Мировой войны как обвинения всех украинцев в геноциде. И в поисках самооправдания перекладывают вину на жертв — евреев, поляков, цыган.

Я всегда говорил, нынешнее поколение украинцев не виновно в Холокосте. Но те, кто с этим событием солиларизируются, добровольно принимает на себя ответственность за них.

Недавно я ввязался в фейсбучный мовосрач на странице Остапа Дроздова. Я напомнил, как он когда-то тактично предложил мне в эфире говорить по-русски, на что я охотно перешел на украинский. Но если бы он грубо потребовал этого, то я бы сам ушел. В ответ меня атаковала некая антисемитская дама, оказавшаяся детской писательницей (не Ницой). Я, пардон май френч, послал даму по известному адресу. На что в дискуссию вступил некий свободовец, у которого на обложке красовалось его фото с «орлицей» Фарион:

«Ж2 завжди підлаштовувалася під окупантів і якомога відданіше намагалася лизати їм дупу та відстоювати їх інтереси у окупованих народів.
Можна згадати, як вони слугували полякам, за що отримали прояв «вдячності» від козаків Гонти і Хмельницького.

Таку ж вдячність проявляло і багато інших європейських народів. Згадати, хоча б, Німеччину 30-х чи Польшу середини 40-х минулого століття. Коли Україну загарбала московія, то вони перекинулися на службу мсклям.

Прочитавши документи чи спогади 100-річної давнини, можна пересвідчитися, що жоден загін продразвьорстки, жодна красноармєйська банда не обходилася без комісара їх національності. І слугують їм досі, бо вважають їх сильнішими за українців.

Повірте, як тільки ми зможемо дорости до національної єдності і націоналістичного духу (чого вони шалено бояться і роблять спротив в будь-якому прояві), то вони першими побіжать перед нами заставляючи любити і шанувати мову своїх нових хазяїв!

Кому не віриться, то нехай згадає, представники якого народу були самими лютими наглядачами в Освенцімі і ГУЛАГ. Щодо ройтбурда, то він є яскравим представником описаного народу, який, поки що, не усвідомлює, що за отакі посилання українських письменниць, може пережити ще один ритуал, який переживають його одноплемінники після сьомого дня після народження».

Я как живой человек ответил (воспроизвожу, опуская мат): «Таких как ты вешать надо, как в Нюрнберге».

И тут я прочел волшебное: «Всіх не повішаєте! Дехто встигне і біля печі попрацювати».

Так вот. Я не господин Эдуард Долинский, и даже наоборот. В отличие от него, я не считаю украинцев нацией прирожденных антисемитов. Я не считаю Украину фашистским государством. Я считаю Украину страной, устремленной в современную цивилизацию, страной, где не должно быть места никаким проявлениям пещерного антисемитизма и фашизма.

Я гражданин Украины, еврей, осознающий и идентифицирующий себя в качестве политического украинца и сторонника той борьбы, которая началась на Майдане и продолжается на Востоке. Но свободовский фашизм уже нагадил Украине и обернулся тысячами трупов (напомнить с чего началась «Русская весна»?) И еще в состоянии нагадить так, что мало не покажется.

Возможно, я ошибаюсь. Тогда я хотел бы услышать, как руководство партии недвусмысленно отмежевывается от нацистской риторики ее членов. В этом случае я готов признать свою предубежденность и извиниться за нее. Но пока что я не услышал ничего членораздельного даже от самого господина Тягнибока по поводу его феерического высказывания о том, как его предки героически били «жидву».

Все, что я слышал — стандартный «съезд с базара»: «Вы что, хотите чтобы я сказал, что я антисемит?» — И эта фраза даже не завершается, казалось бы, логичным: «Нет, я не антисемит». Вместо этого — широкая улыбка, и, на голубом глазу: «А в израильском Кнессете все партии — националистические»…

Это не национализм. Это неонацизм. Запрещенный законами Украины. Неонацистская партия на Украине должна быть запрещена. Совокупность человеконенавистнических высказываний ее членов и функционеров в сетях — достаточное тому основание. Проевропейским силам в Раде недопустимо «укреплять коалицию», договариваясь с людоедами.

Два уточнения.

Первое. Среди рядовых членов партии наверняка есть немало вполне приличных людей, честных и мужественных.

Второе. Иосиф Зисельс несомненно прав, когда говорит, что с подобными проявлениями должны бороться не евреи, а украинцы. Я бы очень хотел, чтобы таковые нашлись.

Александр Ройтбурд
Оригинал публикации