Интрига, связанная с 3-миллиардным долгом Украины к России частично снята — 15 декабря, в очередной раз Совет директоров Международного валютного фонда признал долг Украины суверенным, а не коммерческим, причем уже в третий раз в течение 2015 года. Надежда на иное решение МВФ теплилась у киевских властей — это давало повод Украине продолжать настаивать на условиях реструктуризации долга перед Россией на тех же, условиях, которые были согласованы министром финансов Украины Натальи Яресько со Специальной группой кредиторов. Впрочем, и в этом случае, Россия не была обязана принимать условия, безосновательно навязываемые должником.

Повлечет ли такое решение Совета директоров какие-либо последствия для Украины, МВФ, России?

Можно было бы сказать, что МВФ избежал нарушения своих правил — для признания украинского долга перед Россией частым, Фонду пришлось бы объяснять методику определения статуса долга, что сделать было бы практически невозможно. А в случае изменения правил, новой трактовкой захотели бы воспользоваться многие страны. В том числе и сами Соединенные Штаты ради своей же выгоды. И это было бы еще одним, из множества справедливых поводов для обвинения МВФ в ангажированном подходе своей политики кредитования.

Но это было бы не первым нарушением своих правил со стороны МВФ, и одним нарушением больше, одним меньше — суть политики МВФ от этого не изменилась бы.

Несколько дней назад Фонд в очередной раз успел нарушить свои правила. Совет директоров МВФ 4 декабря сего года снял запрет на продолжение программы финансирования Украины в случае, если она допустит дефолт по суверенному долгу (долгу перед официальным кредитором). В то же время, МВФ сохранил приоритет погашения суверенного долга перед коммерческим.

Интриг меньше, вероятность дефолта больше

До того МВФ также нарушал свои правила, предоставляя кредиты стране, ведущей войну. Украинскими политиками и СМИ принято в таком случае заявлять, что война не ведется, а проводится всего лишь «антитеррористическая операция». Но, во-первых, антитеррористические операции не проводятся с привлечением регулярной армии, а только силами спецподразделений, и, во-вторых — именно МВФ решает, а не локальное правительство — идет война в стране или нет.

Можно сказать, точка в споре — «долг суверенный или частный» — поставлена. Однако нежелание Украины выплачивать долг никуда не исчезло. И развязка близка — 20 декабря — время «Ч», плюс еще 10 дней, после которых дефолт, практически одновременно с наступлением Нового 2016-го Года, вступит в свои права. Оригинальный подарок правительства Украины своему народу. Возможно, расчет делается на то, что в предпраздничной суете людям будет не до того, а к регулярным объявлениям дефолта на Украине уже привыкли. Но правительство Украины не стало дожидаться ни 20-го, ни 30-го декабря и объявило «мораторий на выплату долга» уже 18 декабря. Что фактически означает наступление дефолта, осталось лишь дождаться истечения указанных сроков и проведения формальных процедур.

Правительство Украины демонстрирует глубокое удовлетворение решением МВФ о продолжении программы финансирования Украины. Но такое решение Фонда — вовсе не гарантия продолжения финансирования, а всего лишь «возможность». С другой стороны, кто еще решиться кредитовать Украину, кроме МВФ? О каких инвестициях в украинскую экономику можно впредь вести речь? Список возможных кредиторов Украины сократился до единственного — МВФ. По сути, все рычаги управления Украиной теперь собраны в свои руки одной единственной организацией. МВФ уже продемонстрировал свои возможности даже по внесению изменений во внутреннее законодательство Украины. Ни один серьезный инвестор в обозримом будущем на Украину не придет, за исключением тех, кого великодушно допустят Соединенные Штаты к разграблению и приватизации за бесценок остатков украинских активов и земельных ресурсов. Отдельные страны могут быть привлечены к оказанию финансовой «помощи» Украине, но совершенно не значительной, — как своеобразная покупка «индульгенции», разрешение на определенные вольности на своем региональном уровне, на что США будут закрывать глаза.

Но и радость от снятия запрета на продолжение финансирования от МВФ была преждевременной. Вероятно, по совершенно случайному совпадению, но 18 декабря, то есть через два дня после встречи Президента России Владимира Путина и госсекретаря Джона Керри, МВФ заявил, что может прекратить финансирование Украины в случае несогласования с Фондом бюджета Украины на 2016 год. Об этом говорится в заявлении первого заместителя директора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона, которое он сделал 18 декабря 2015 года: «Принятие бюджета, параметры которого не соответствуют целям программы на 2016 год и среднесрочную перспективу, прервет программу и неизбежно приведет к сбоям в связанном с ней международном финансировании».

Продолжающиеся попытки отдельных политиков Украины представить 3-х миллиардный долг, как личный долг Януковича или его команды — только усугубляет ситуацию. В таком случае, нынешняя украинская власть пытается дать понять потенциальным иностранным кредиторам, что все, что выдается Украине сейчас, также может быть оспорено будущей властью и нет никакой правопреемственности на Украине, что власти могут умышленно инсценировать смену администраций ради отказа выполнять обязательства своих предшественников.

Решение не выплачивать долг России (если такое решение все же будет окончательно принято) станет следствием не отсутствием возможностей выплаты долга, или какими-либо еще причинами экономического характера. Это будет исключительно политическое решение. Средствами Украина располагает. Золотовалютные резервы Украины по состоянию на 31 октября 2015 года составили $12,962 млрд. Сумма вполне достаточная для выполнения своих долговых обязательств перед Россией. Но существует один нюанс. МВФ в этом случае также должен пойти на корректировку своих правил: государство-должник не имеет права рассчитываться по своих долговым обязательствам перед третьей стороной, используя средства, полученные в кредит от МВФ. Но это, на фоне всех своих нарушений было бы для Фонда меньшим грехом. А для Украины — возможностью избежать значительно большей проблемы.

Интриг меньше, вероятность дефолта больше

Впрочем, Россия уже сделала свое предложение по реструктуризации украинского долга (которое было гораздо привлекательней, чем те условия, о которых договорилась Н.Яресько с частными кредиторами): выплата в 2015 — $0, затем с 2016 по 2018 по $1млрд. Для этого были необходимы всего лишь гарантии — со стороны США или Евросоюза, или от какого-либо первосортного международного банка. Запад не стал рисковать, подтвердив реальное положение вещей и настоящую кредитоспособность Украины. А также то, что в вопросе украинского долга перед Россией в первую очередь преследуются политические цели, а экономическая составляющая проблемы, возможно, даже и не на втором месте.

Кроме того, в очередной раз подтверждено, что нынешнее руководство Украины осознанно действует не в интересах народа, и одна из основных задач, поставленных перед колониальной киевской администрацией — разрушение исторических (политических, экономических, культурных родственных и пр.) связей Украины и России.

Александр Дудчак