В пятницу на встрече контактной группы по урегулированию украинского кризиса в Минске представители украинского руководства и лидеры Новороссии договорились о всеобщем прекращении огня и создании 30-километровой зоны безопасности на текущей линии соприкосновения под наблюдением ОБСЕ.

Формулировка «всеобщее прекращение огня» использована потому, что украинская карательная группировка, несмотря на договорённости о прекращении огня, достигнутые на предыдущей встрече в Минске, неоднократно обстреливала территорию народных республик. Это зафиксировали даже эксперты ОБСЕ, чудом избежавшие поражения осколками снарядов во время обстрела с территории, контролируемой силами так называемой АТО.

Соглашение (при условии его соблюдения) позволит избежать обстрела населённых пунктов Новороссии артиллерийскими системами и ракетными комплексами, которые «должны быть отведены на расстояние не менее 120 км». В частности, речь идёт о РСЗО «Ураган», «Град», «Смерч», гаубицах «Гиацинт-С» и «Мста-С».

Минский меморандум: от всеобщего прекращения огня к статусу Новороссии

После подписания документа премьер-министр провозглашённой Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко, в частности, отметил, что «в ходе тяжелейших переговоров удалось отстоять своё мнение по отводу артиллерийских систем, что позволит прекратить обстрелы» городов.

Несмотря на высокую вероятность провокаций-обстрелов со стороны киевских войск, очередное соглашение в рамках контактной группы — положительный шаг, который позволяет перейти к следующему этапу переговорного процесса, к обсуждению статуса Новороссии, ибо по мере приближения зимы позиции Киева ухудшаются по многим параметрам.

***
Серьёзной проблемой режима становятся приближающиеся парламентские выборы. В их преддверии праворадикалы напоминают о себе и выступают с такими заявлениями, которые свидетельствуют о серьёзных противоречиях между партией войны и сторонниками выхода из конфликта с «наименьшими потерями». Угрозы главы «правосеков» вместе с недавно осуществлённой возле Верховной рады акцией по принуждению народных избранников к принятию закона о люстрации наглядно продемонстрировали, что нынешнее руководство Украины не контролирует праворадикалов.

Вследствие перемирия для режима временно потеряна возможность измолоть отборные силы неофашистов на Донбассе в прямых боестолкновениях. При соблюдении перемирия ультраправые лишаются мобилизационных стимулов для своих сторонников. В таком случае свою энергию они используют для давления на власть, которая, по их мнению, становится предательской.

Важным фактором воздействия на внутриукраинскую ситуацию является внешнеполитическое влияние. США преследуют цель не допустить сейчас усиления ни одной из сторон: ни П. Порошенко и его окружения, ни Д. Яроша, О. Ляшко и им подобных. Недавний провал вояжа П. Порошенко в Вашингтон, когда Б. Обама демонстративно отказал Украине в предоставлении статуса «основного союзника вне НАТО» и поставках тяжёлого вооружения, показывает, что на данный момент временно приоритетной целью американцев становится нейтрализация «Исламского Государства Сирии и Леванта» (ИГИЛ).

Минский меморандум: от всеобщего прекращения огня к статусу Новороссии

Кроме того, официальный Вашингтон демонстрирует Киеву, что тот немало расстроил планы заокеанских кураторов, не сумев подавить Новороссию методом блицкрига, а в войне на истощение у Киева шансов нет.

Начало переговоров украинских властей с ополченцами и заключение перемирия (которое в Киеве всё ещё надеются использовать для перегруппировки сил) приводит американское руководство к отказу от значительной военной помощи карателям, чтобы затянуть украинский кризис подольше, сковав при этом активное наступление ополченцев рамками перемирия. Несмотря на победные реляции П. Порошенко по поводу американского вояжа, в его словах сквозило разочарование: «Одеяла, приборы ночного видения важны, но нельзя выиграть войну одеялами».

***
В ситуации, когда украинскому руководству не удалось получить гарантий реального усиления своей карательной группировки на Юго-Востоке, у П. Порошенко остаётся возможность сыграть на голосах избирателей, уставших от братоубийственной войны, тревоги за судьбы своих близких, насильственно мобилизованных для подавления волеизъявления Донбасса.

И делать это он будет для политического манёвра ради формирования в будущем составе парламента численной пропрезидентской фракции.

О преобладании среди украинских граждан стремления к мирному решению кризиса в Новороссии свидетельствуют данные опроса, проведённого киевским центром «Социс» 5-10 сентября. Согласно его результатам, 49% респондентов полагают, что перед президентом страны стоит первоочередная задача решения проблемы Донбасса мирным путём, а обеспечение территориальной целостности Украины ставят на первый план 38,5% опрошенных.

Разница между ответами сравнительно небольшая, но она отражает наметившуюся тенденцию. Жители Украины, ранее считавшие, что война на Юго-Востоке — это что-то далёкое и их напрямую не касающееся, за три летних месяца ощутили трагические последствия кровавого конфликта.

Минский меморандум: от всеобщего прекращения огня к статусу Новороссии

Каждый день в городах и сёлах хоронят погибших, а в госпитали привозят раненых и покалеченных. Украинские военнослужащие, вернувшиеся с Донбасса, убеждаются в том, что сюжеты официальной пропаганды о «террористах и сепаратистах» в корне не соответствуют увиденному ими лично. Обычные рабочие и шахтёры защищают свой край, свою землю.

Решения проблемы Донбасса силовым путём хотят 10,2% респондентов. Пятикратное преобладание сторонников мира над приверженцами партии войны действительно даёт надежду на продолжение переговоров в рамках контактной группы в Минске.

В данном случае время работает на тех, кто по-настоящему желает прекратить кровопролитный гражданский конфликт на Донбассе и отнимает шансы на народную поддержку у национал-радикалов. Слишком дорого заплатили многие семьи, удовлетворяя властные амбиции украинских неонацистов.

Источник публикации